Объединенная судостроительная корпорация
Лизинговая компания

На главнуюКарта сайта Написать письмо
Услуги
Лизинг морских и речных судов
Лизинг промышленного оборудования
Лизинг автотранспорта и спецтехники
Лизинг коммерческой недвижимости
Для клиентов
Оформление заявки
Договор лизинга
Адрес
115054, г. Москва,
ул. Щипок, д. 11, стр. 1
E-mail
info@gznleasing.ru
Телефон / Факс
Лизинг > Новости
Версия для печати

Сколько стоит лизинговая компания

Пока на российском рынке не сложилась общепринятая методика оценки бизнеса лизинговых компаний. Она ждет своей разработки. Вместе с тем уже сейчас при определении стоимости той или иной лизинговой компании, которая может стать предметом купли-продажи, необходимо принимать во внимание и учитывать большое количество факторов.

Во-первых, и продавцы, и покупатели особое внимание обращают на величину портфеля компании, который формируется на основе стоимости заключенных и исполняемых договоров лизинга, размеры активов, величину собственного капитала лизингодателя.

Во-вторых, рассчитываются денежные потоки по действующим договорам. При этом выясняется, сколько компании должны заплатить лизингополучатели, и, соответственно, какие средства необходимо потратить лизинговой компании, чтобы погасить имеющиеся задолженности по заимствованиям со всеми кредиторами. Рассматривается баланс доходов и расходов с учетом приведенной стоимости денег, то есть с учетом дисконтирования денежных потоков.

Определяется прибыль по лизинговому проекту. Также определяются уровни рентабельности путем соизмерения прибыли с показателями расходов, капитала, инвестированного капитала, активов, собственных средств. Вместе с тем здесь необходимо учитывать одно очень важное обстоятельство. Дело в том, что прибыль далеко не всегда является целью деятельности созданных или купленных кэптивных лизинговых компаний. Нередко собственники таких компаний заинтересованы не столько в дивидендах, сколько в увеличении с помощью лизинга объемов продаж, то есть в росте масштабности товаропроводящей сети, к примеру, легковых автомобилей, грузовиков, строительной, дорожной, деревообрабатывающей, сельскохозяйственной, горнодобывающей и иной техники, или же в расширении спектра предоставляемых банковских услуг и росте остатков на банковских счетах. То есть центр прибыли от лизингового бизнеса совсем не обязательно должен сосредотачиваться в лизинговой компании. Он может находиться в ином месте. Нередко прибыль формируется в одном из подразделений промышленного или банковского холдинга.

В России и в других странах подобных примеров достаточно много. Прибыль лизинговой компании до налогообложения зависит от сроков договоров лизинга, маржи лизингодателей и методов ее расчета, величины авансов и составляет в среднем по сделкам на российском рынке около 3% от первоначальной стоимости имущества за весь срок договора. Кроме того, лизинговая компания имеет возможность зарабатывать на сделке путем предоставления финансирования за счет собственных средств, оказания различных дополнительных услуг и пр.

В-третьих, выясняется зависимость текущего и будущего успешного функционирования лизинговой компании от результатов менеджмента, деятельности персонала, имеющего знания, опыт, навыки, тесные многолетние контакты с зарубежными и отечественными банками; поставщиками; страховщиками (в том числе агентствами по страхованию экспортно-импортных операций, в которых ряд лизинговых компаний сумел осуществить аккредитацию, провести успешные сделки); лизингополучателями, другими хозяйствующими и нехозяйствующими субъектами. В 2004 году в российских лизинговых компаниях работало более 5 тысяч сотрудников. Считаю, что значительную часть из них — это элитные специалисты, которые решают непростые задачи разработки и реализации сложных инвестиционных проектов. Лизинговая практика в различных странах свидетельствует о том, что в ряде случаев бизнес заводится в лизинговую компанию под конкретного человека или небольшую группу людей. Им доверяют, с ними хотят иметь дело. То есть срабатывает так называемое условие «ключевого человека» («key man clouse»). Это условие в соглашении о создании компании, о сделке, увязывающее его действенность с участием в проекте конкретного человека. Если этот человек увольняется, то соглашение может быть расторгнуто. Большинство из указанных факторов не имеют самостоятельной рыночной стоимости, но именно они могут стать определяющими при купле-продаже лизинговой компании.

В-четвертых, учитывается сложившееся положение дел лизингодателя на страновом, региональных, отраслевых рынках лизинговых услуг, перспективы воздействия приобретаемой компании на ценообразование лизинговых услуг в условиях растущей конкуренции. Здесь очень важно иметь правильное представление об истинной инвестиционной емкости рынка и его сегментов. Необходимо рассчитывать капитализированную стоимость лизинговой компании после поглощения. При этом следует учитывать синергетический эффект. Имеется в виду, что после слияния капитализированная стоимость ной компании превосходит сумму стоимостей ранее отдельно существовавших компаний. Этот эффект может возникнуть, например, благодаря экономии на текущих расходах по управлению новой компанией, возросшей рыночной мощностью из-за снижения конкуренции, улучшения условий финансирования лизинговых сделок и т. д.

В-пятых, учитывается клиентская база лизингодателя. Принимаются во внимание будущие инвестиционные проекты тех лизингополучателей, которые сегодня пользуются услугами покупаемой лизинговой компании. Этот аспект чрезвычайно важен, поскольку серьезные инвестиционные программы предприятий составляются на длительный период и текущие сделки — это может быть только часть, причем, вполне вероятно, незначительная часть больших инвестиционных программ. Следовательно, правильно рассчитать совокупные реальные доходы и стоимость лизинговой компании без учета данного обстоятельства невозможно.

В-шестых, соизмеряются возможности новых собственников вести лизинговый бизнес на условиях, которые могут принести им как минимум такие же, а лучше — дополнительные доходы по сравнению с ранее действовавшими. Только при таком подходе можно будет поддерживать и расширять лизинговый портфель и активы лизингодателя как за счет сегодняшних, так и будущих сделок с клиентами.

В-седьмых, определяются маркетинговые и рекламные мощности покупаемой (продаваемой) лизинговой компании, учитывается ее бренд и сложившийся имидж в деловых кругах.
Стороны принимают во внимание и другие выгоды, которые могут быть достигнуты при поглощениях лизинговых компаний.

В течение последних нескольких лет в нашей стране был проведен ряд сделок по купле-продаже лизинговых компаний. Так, в конце 2003 г. «Ростелеком» и НПФ «Ростелеком-гарантия» продали «Райффайзенбанк Австрия» за 790 млн руб. (~ 26,8 млн долл.) 30,08%, принадлежавшего им пакета акций компании «РТК-Лизинг». В декабре 2004 г. была осуществлена сделка по продаже лизинговой компании «Europlan» лизингового подразделения группы «Рольф» — фирмы «Кельвин» («Рольф-лизинг») за 20 млн долл. В феврале 2005 г. Baring Vostok Capital Partners продала Capital Group за 10 млн долл. долю, близкую к блокирующему пакету. В мае 2005 г. ОАО «ЛУКОЙЛ» осуществляло продажу двумя пакетами 50,4% акций своей дочерней компании — «ЛК Лизинг». Стартовая цена на торгах составляла в пересчете по курсу Центробанка России 2,15 млн долл.

Если при установлении стоимости продаваемой лизинговой компании ограничиться только одним фактором, на первый взгляд кажущимся наиболее значимым, например, нормой доходности от текущих сделок, рассчитанной на основе правильно построенного бюджетирования, то можно серьезно ошибиться и при этом здорово прогадать.

Расчеты свидетельствуют, что если бы все действующие российские лизинговые компании оценить только по норме доходности, то сегодня гипотетическому покупателю (ям) лизингового бизнеса в нашей стране надо было бы выложить достаточно скромную сумму — всего около 200 млн долл.

Один из способов оценки компаний — по величине собственного капитала. При определении цены купли-продажи стоимость лизинговой компании может корректироваться посредством механизмов внесения премий и скидок. В литературе приводятся пропорции, которые могут сложиться между собственным капиталом и ценой продажи — от 1,5 до 4,5 к 1. На момент продажи собственный капитал «Рольф-лизинг» составлял 10 млн долл. Компания была продана за 20 млн долл. То есть пропорция в данном случае равнялась 2 к 1. Полагаю, что если бы стороны при согласовании цены ограничились только изучением показателей рентабельности, то занижение стоимости продаваемого актива составляла бы не проценты, а многие разы.

Результаты недавно проведенного мною Седьмого ежегодного аналитического обследования лизинговых компаний «Лизинг России — 2004» свидетельствуют о том, что собственный капитал отечественных лизингодателей составлял свыше 2 млрд долл. Если пропорции при установлении цены лизингового бизнеса при продаже «Рольф-лизинг» перенести на российский лизинг в целом, то при обсуждении условий гипотетической сделки по продаже всех лизинговых компаний можно было бы вести речь о справедливой цене в 4 млрд долл. Расхождение с методом «по уровню доходности» — в 20 раз! Как говорится, «почувствуйте разницу»!

Виктор Газман, профессор Высшей школы экономики
21.11.2005
www.delpressa.ru

21.11.05 Сколько стоит лизинговая компания
21.11.05 Лизинг недвижимости. Спорные вопросы
18.11.05 Лизинг строит регионы
17.11.05 Для лизингодателей, не амортизирующих лизинговое имущество, ничего не изменилось
16.11.05 Налоговый учет расходов лизингополучателя
15.11.05 Новое. Лизинг рабочей силы в России
14.11.05 Конференция - Лизинг подвижного состава - состояние и перспективы
11.11.05 Лизинговый платеж и выкупная стоимость
11.11.05 НДС за имущество, переданное в лизинг, можно принять к вычету
10.11.05 Управление рисками лизинговой компании
<<      <  /  177  /  176  /  175  /  174  /  173  /  172  /  171  /  170  /  169  /  168  /  167  /  166  /  165  /  164  /  163  /  162  /  161  /  160  /  159  /  158  /  157  /  156  /  155  /  154  /  153  /  152  /  151  /  150  /  149  /  148  /  147  /  146  /  145  /  144  /  143  /  142  /  141  /  140  /  139  /  138  /  137  /  136  /  135  /  134  /  133  /  132  /  131  /  130  /  129  /  128  /  127  /  126  /  125  /  124  /  123  /  122  /  121  /  120  /  119  /  118  /  117  /  116  /  115  /  114  /  113  /  112  /  111  /  110  /  109  /  108  /  107  /  106  /  105  /  104  /  103  /  102  /  101  /  100  /  99  /  98  /  97  /  96  /  95  /  94  /  93  /  92  /  91  /  90  /  89  /  88  /  87  /  86  /  85  /  84  /  83  /  82  /  81  /  80  /  79  /  78  /  77  /  76  /  75  /  74  /  73  /  72  /  71  /  70  /  69  /  68  /  67  /  66  /  65  /  64  /  63  /  62  /  61  /  60  /  59  /  58  /  57  /  56  /  55  /  54  /  53  /  52  /  51  /  50  /  49  /  48  /  47  /  46  /  45  /  44  /  43  /  42  /  41  /  40  /  39  /  38  /  37  /  36  /  35  /  34  /  33  /  32  /  31  /  30  /  29  /  28  /  27  /  26  /  25  /  24  /  23  /  22  /  21  /  20  /  19  /  18  /  17  /  16  /  15  /  14  /  13  /  12  /  11  /  10  /  9  /  8  /  7  /  6  /  5  /  4  /  3  /  2  /  1  /  0  /  >      >>
Copyright © 2002—2016 Лизинговая компания «Гознак-лизинг»
Лизинговые компании, лизинг морских и речных судов, лизинг станков, лизинг серверного оборудования, лизинг автотранспорта и спецтехники, лизинг коммерческой недвижимости и др.
     Рейтинг@Mail.ru