Объединенная судостроительная корпорация
Лизинговая компания

На главнуюКарта сайта Написать письмо
Услуги
Лизинг морских и речных судов
Лизинг промышленного оборудования
Лизинг автотранспорта и спецтехники
Лизинг коммерческой недвижимости
Для клиентов
Оформление заявки
Договор лизинга
Адрес
115054, г. Москва,
ул. Щипок, д. 11, стр. 1
E-mail
info@gznleasing.ru
Телефон / Факс
Лизинг > Новости
Версия для печати

Время перемен. Рейтинг лизинговых компаний

Рынок лизинга вышел на новый этап развития. Он стал более зрелым и профессиональным, более универсальным и доступным, а развитие компаний продуманным и взвешенным.

Рубежом, разделяющим предыдущий и новый этапы развития рынка можно назвать 2004 год. Именно тогда основная масса лизинговых компаний завершила свои первые крупные сделки, заключенные на заре становления лизинга в России в 1999—2002 гг. Перед топ-менеджментом остро встал вопрос, что делать дальше. Конкуренция из года в год растет, на рынок начинают выходить западные игроки, а клиентов уже интересует нечто большее, чем просто возможность уменьшения налогов, столь щедро предоставленная лизинговым схемам законодательством. И вот в 2005 году компании оказались вынуждены заняться поиском перспектив и разработкой планов развития, чего до сих пор практически не делали. Кроме того, они принялись усиленно внедрять информационные системы, с тем, чтобы увеличить возможности обслуживания клиентов, лучше администрировать сделки на различных этапах и постоянно контролировать внутреннюю ситуацию.

Одновременно компании продолжили активно развиваться и расширять деятельность в традиционных и новых направлениях. По данным рейтингового агентства «Эксперт РА», объем нового лизингового бизнеса в 2005 году составил порядка 5,1 млрд. долларов, доля лизинга в ВВП — 0,99%, а в инвестициях в основные средства — 5,7%. За год объем средств, профинансированных лизинговыми компаниями, составил 3.9 млрд долларов, а объем доходов, полученных компаниями в виде лизинговых платежей, — 2,8 млрд долларов. Однако по сравнению с 2002-2004 годами темпы роста несколько снизились и составили около 40%. И объясняется это в первую очередь тем, что рынок, вышел на качественно новый этап развития, характеризующийся значительным удлинением срока сделок, ростом их сложности, изменением графиков платежей и увеличением числа сделок, близких к проектному финансированию.

Флагманы роста

Лидером роста стал лизинг железнодорожного транспорта. Объем сделок на этом сегменте рынка вырос в 5 раз — с 387 млн долларов в 2004 году до 1,9 млрд. долларов в 2005 году. Приятный сюрприз лизинговым компаниям, казалось бы, преподнесло РЖД, проявив, наконец, интерес к лизингу как к эффективному механизму обновления подвижного состава. Однако рыночные лизинговые компании не смогли воспользоваться столь перспективной возможностью — монополист озаботился тем, чтобы создать пул околоотраслевых компаний, которые и сняли все сливки.

Динамично развивались и другие традиционно крупные сегменты рынка — лизинг автотранспорта и лизинг строительной техники. На первом из них за год объем сделок на нем увеличился практически в 2 раза и составил более 1.7 млрд. долларов. Комментирует Сергей Килейников, директор по продажам и развитию ОАО «Райффайзен-Лизинг»: «На сегменте лизинга автотранспорта мы повторяем тенденцию стран Центральной и Восточной Европы, где автомобильный транспорт до их вступления в ЕС был одним из основных объектов лизинга. Мы видим, что в этом направлении, безусловно, идет развитие рынка и в России, и оно будет продолжаться. Сейчас организации, работающие на российском рынке, приобретают все больше автотранспорта в лизинг. Это обусловлено тем, что лизинговые компании, помимо финансирования, предоставляют и сопутствующие услуги, например, связанные с выкупом автомобиля в конце срока лизинга, прохождением техосмотра и „переобуванием“ резины, избавляя таким образом предприятие-лизингополучателя от лишней головной боли. Спрос на лизинг автотранспорта стимулирует и то, что предоставление корпоративного транспорта в пользование персоналу является достаточно сильным мотивирующим фактором, и ряд компаний этим активно пользуется».

Существенно увеличился и объем сделок в сфере лизинга строительной техники — со 142 млн долларов в 2004 году до 394 млн в 2005 году. Результаты исследования подтверждают и мнения представителей лизинговых компаний. Так, по словам Алексея Лабзина, генерального директора ОАО «Главлизинг», «сегмент лизинга строительного оборудования развивается очень неплохо. В первую очередь, активность наблюдается в регионах, особенно в Поволжье и на Урале. В Москве сегмент лизинга строительного оборудования тоже развивается, но уже медленнее, чем раньше — объем застройки не растет, а существующие успешные строительные компании уже укомплектованы современной техникой».

Сохранились высокие темпы роста и во все еще сравнительно небольшом, но перспективном секторе лизинга недвижимости — за год рынок вырос с 36 до 100 млн. долларов. Более активному развитию этого сегмента по-прежнему мешают те же типично российские проблемы — существенно заниженная балансовая стоимость недвижимости и бюрократические проволочки. По мнению Александра Кожевникова, генеральный директор ОАО «Авангард-Лизинг»: «Лизинг офисной и торговой недвижимости это очень перспективное направление. Однако развивается оно пока медленнее, чем могло бы. Первое обстоятельство, препятствующее развитию рынка, это недокапитализированность: имущество на балансе числится, например, в размере 100 тыс. долларов, а реально стоит 10 млн. долларов. Соответственно, в этом случае лизинговая компания нормальный договор купли-продажи заключить не может. Кроме того, сделки с недвижимостью сопряжены с большим количеством сложностей. Зачастую продать здания так, чтобы у покупателя не оставалось сомнений, что его права будут гарантированны просто невозможно, потому что предыдущий владелец просто не озаботился оформлением необходимых документов. А получение их перед продажей занимает иногда месяцы и даже годы».

Одним из наиболее перспективных сегментов становится лизинг энергетического оборудования — его объем согласно результатам исследования, в этом году составил более 400 млн. долларов. Рост сегмента обусловлен как реализацией крупных проектов, так и появлением интереса у предприятий к независимой электрогенерации. По словам Алексея Акиндинова, генерального директора ООО «ИР-Лизинг», «рынок развивается очень активно по трем направлениям. Первое — проекты общефедерального уровня, финансируемые за счет фонда централизованных инвестиционных средств корпоративного центра РАО ЕЭС, такие как Бурейская ГЭС или Калининградская ТЭЦ-2. Второе — проекты, которые реализуются на базе территориальных генерирующих и оптово генерирующих компаний. Третье — муниципальные программы и электрогенерация независимых производителей».

Практически на всех сегментах, где происходит активный рост, лизинг все больше становится именно комплексной услугой, дающей лизингополучателю дополнительные преимущества помимо стандартного уменьшения налога на прибыль и налога на имущество — ситуация, характерная для сложившихся зарубежных рынков. А сами компании значительно расширяют свое присутствие как на привычных, так и на новых непосредственно для них сегментах рынка, становясь таким образом все более универсальными. По мнению Игоря Аванесяна, генерального директора ЗАО «Объединенная лизинговая компания «Центр-Капитал», «у лизинговых компаний есть предпосылки для осуществления своей деятельности практически в любой отрасли».

Лицом к народу

Лизинговые компании все активнее работают в регионах и все больше ориентируются именно на малый и средний бизнес. При том, что более половины компаний московские и питерские, две трети сделок заключаются в регионах. Традиционно наибольшее внимание лизинговых компаний привлекают Урал, Сибирь и Поволжье. Постепенно, по мере развития малого и среднего бизнеса на юге России, столичные лизинговые компании начинают обращать свои взгляды и в эту сторону. Причем все больше компаний переходят от единичных договоров к образованию пулов сделок в том или ином регионе и созданию филиалов для их обслуживания.

Малый и средний бизнес становится все более интересным полем деятельности для лизинговых компаний, во-первых, в результате того, что рынок крупных клиентов уже поделен между ведущими компаниями, во-вторых, в связи с активным появлением и развитием малого и среднего бизнеса. В результате, если в общем портфеле лизинговых компаний доля сделок с крупными клиентами составляет порядка 30% от общего числа, то в портфеле сделок, заключенных непосредственно в 2005 году, уже всего 21%. При этом сделки с малыми предприятиями составляют уже соответственно не 27%, а 38%. И есть все основания полагать, что лизинговые компании и далее продолжат все активнее искать своих потребителей на всей территории страны, не ограничиваясь уже освоенными территориями, и будут все более и более активно работать именно с малым и средним бизнесом.

Конец свободного плавания

Из года в год рынок становится профессиональным — растет спрос, появляется опыт работы с компаниями-лизингополучателями из разных отраслей и разных регионов. Компании все чаще начинают чувствовать рядом дружеские локти братьев по цеху. Пришло время перемен — без дополнительных усилий осваивать доступные просторы уже не получается, появляется необходимость четко структурировать сделки, отслеживать ситуацию на рынке, планировать развитие и четко контролировать все бизнес-процессы. И это притом, что большинство лизинговых компаний до сих пор не занимались планированием на длительные сроки, сравнимые с продолжительностью сделок, не говоря уже о том, чтобы разрабатывать стратегию развития на несколько лет вперед. Во многих компаниях на обе ноги хромал и управленческий учет. Но вот рубеж перейден, период становления рынка завершился, и лизинговые компании вовсю занялись самоопределением и самосовершенствованием. И для этого им потребовались совершенно новые инструменты — специализированные программы. Кто-то занялся разработкой этих программ своими силами, однако, большинство компаний решило прибегнуть к помощи профессионалов, тем более что за последний год появился целый ряд предложений. В результате те, кто подсуетился немного раньше остальных уже сейчас пожинают плоды информатизации, например, в виде увеличения числа лизингополучателей за счет ускорения процедуры их оценки. Однако основные результаты всех приложенных компаниями усилий станут видны лишь к концу 2006 — началу 2007 года, когда компании в основной своей массе закончат внедрение новых программных продуктов и окончательно определятся со стратегией развития.

Лизинговые компании в основной своей массе сталкиваются с двумя проблемами, характерными для большинства российских организаций. Первая — нехватка финансирования. Основным источником средств для реализации лизинговых сделок по-прежнему остаются банки. Однако не все из них так уж охотно идут на сотрудничество с лизинговыми компаниями. А те, кто идут, зачастую выдвигают чересчур жесткие требования, в том числе к уровню достаточности капитала, иногда даже толком не осознавая специфики лизингового бизнеса. Рассказывает Иван Курилко, генеральный представитель ЗАО «Атлант-М Лизинг»: «Как крупные, так и средние банки часто ставят в качестве условия финансирования то, что местонахождением лизингополучателя должна быть Москва или Московская область. А среди наших сделок на такие сделки приходится лишь около 20%. Также мы столкнулись с тремя основными стандартными требованиями, которые предъявляют банки. Первое — объективное — это структура баланса. Банки ожидают, что доля собственного капитала в валюте баланса будет составлять не менее 5-10%. Второе требование в какой-то степени абсурдно — банки стремятся получить твердый залог, например, в виде объекта недвижимости. Но лизинговая компания — финансовый посредник, и зачастую не владеет и не испытывает необходимости владеть имуществом подобного рода. И третье, с чем сталкивался непосредственно „Атлант-М“, это требование перевода оборота компаний холдинга в сам банк».

Компании, работающие не при банках, вынуждены в условиях растущей конкуренции на рынке активно искать выход из сложившейся ситуации. Они продолжают усиленно работать над увеличением собственного капитала, договариваться с менее требовательными региональными банками и пытаются привлечь западное финансирование. Последнее становится для них все более актуальным и доступным, поскольку в условиях стабилизации ситуации на российском рынке все больше западных инвесторов готовы вкладываться в российские компании, и, кроме того, зарубежные средства оказываются традиционно дешевле отечественных. Также все больше лизинговых компаний начинают рассматривать векселя и облигации как перспективный источник дешевого финансирования, так что ближайшие несколько лет вполне можно ожидать широкомасштабного выхода лизинговых компаний на рынок ценных бумаг.

Еще одна проблема, с которой сталкивается абсолютное большинство лизинговых компаний, связана с уплатой налогов. Начнем с того, что налоговые органы как всегда ревностно выискивают малейшие нарушения, проверяют итоги деятельности компании за один и тот же период по несколько раз и упорно отстаивают любую, даже заведомо проигрышную, позицию в суде. И в этом плане изменения в двадцать пятой главе Налогового Кодекса, касающиеся порядка учета капитальных вложений в основные средства[1], отнюдь не добавляют лизинговым компаниям оптимизма. Комментирует Алексей Киркоров, финансовый директор ООО «ИР-Лизинг»: «Если прошлый год и этот год прошли под эгидой проверок налога на добавленную стоимость лизинговых компаний, то следующие несколько лет пройдут под эгидой проверок по налогу на прибыль. Причина этого связана с тем, что по огромному количеству вопросов недостаточно разработана нормативная база даже не в плане „Закона о лизинге“, а в плане налогообложения. Нерешенные вопросы влекут за собой определенные курьезы и нежелательные последствия. Это касается выкупной цены, зачета авансов, сроков лизинга и ситуации, когда имущество на балансе лизингополучателя и лизинговых платеж меньше амортизации». Еще одна типичная проблема — возмещение НДС, которое в лучшем случае занимает 6-7 месяцев, а в большинстве ситуаций затягивается и на значительно более длительный срок, поскольку требует проведения камеральных и встречных проверок. Так что налоговые льготы не даются лизингу даром.

Кто «на новенького»?

Конец 2005 года ознаменовался приходом на российский рынок нескольких известных западных игроков. В октябре открылась «ЦХГ Меридиан» — «дочка» крупнейшей лизинговой ИТ-компании в Европе CHG Meridian Deutsche Computer Leasing AG. Месяц спустя о начале работы в России объявил и один из ведущих универсальных лизинговых холдингов — VB-Leasing International Holding Gmbh, — который будет представлять созданная им компания «ФБ-Лизинг».

Изменения произошли и среди ведущих игроков отечественного рынка. В связи с выходом из состава акционеров компании ОАО «Камаз», ребрендинг провел «Камаз-Лизинг», теперь выступающий на рынке под маркой «Главлизинг». «Камаз» же в свою очередь создал компанию с одноименным названием для продвижения лизинга от производителя.

И это только начало. Новые игроки на рынке продолжат появляться. Остающаяся по-прежнему высокой степень износа основных фондов вкупе с потенциально большим рынком и растущей инвестиционной привлекательностью экономики в целом не могут не привлечь внимание зарубежных компаний. Это могут быть как профессиональные западные лизинговые компании, так и занимающиеся продвижением своей техники азиатские поставщики. «По мере улучшения законодательной базы Россия становится более привлекательной для зарубежных инвесторов, как для западных, так и для восточных. И японские, и китайские товаропроизводители стремятся выйти на новые рынки, и лизинг может быть использован ими как один из инструментов продвижения. Это могут быть, прежде всего, поставщики, стремящиеся таким образом расширить рынки сбыта и рассматривающие лизинг как один из инструментов для достижения этого» — отмечает Андрей Первышин, президент ассоциации лизинговых компаний «Промсвязьлизинг».

Еще одним вариантом изменения состава игроков рынка может стать возникновение объединенных компаний. Рынок уже дорос до появления необходимости и возможности использования процедуры слияния и поглощения. Конкуренция на рынке усиливается, объемы лизингового бизнеса увеличиваются, а автоматизация лизинговых компаний ведет к увеличению точности оценки рисков отдельных сделок и портфеля в целом. В результате уже в ближайшем будущем одним из вариантов дальнейшего развития компаний может стать объединение портфелей. Использование данной стратегии также даст компаниям возможность в более короткие сроки выйти на новые региональные рынки, освоить новые сегменты и существенно нарастить объемы сделок.

Алена МУРЗИНА, «Эксперт РА»
15.12.2005
www.finiz.ru

15.12.05 Время перемен. Рейтинг лизинговых компаний
14.12.05 Доставка и монтаж предмета лизинга
13.12.05 Мнение читателя. Лизинг для прибыли - оформление соглашения сторон
13.12.05 Лизинг пошел в глубинку. В Москве и Петербурге ему уже тесно
06.12.05 Что ждет рынок финансовой аренды
06.12.05 Надо разрешить лизинг продукции военного назначения Рособоронэкспорт
06.12.05 Как учитывать предмет лизинга
06.12.05 Вне закона
05.12.05 Эксперт РА подготовило рейтинг лизинговых компаний
02.12.05 Еще раз о лизинге
<<      <  /  178  /  177  /  176  /  175  /  174  /  173  /  172  /  171  /  170  /  169  /  168  /  167  /  166  /  165  /  164  /  163  /  162  /  161  /  160  /  159  /  158  /  157  /  156  /  155  /  154  /  153  /  152  /  151  /  150  /  149  /  148  /  147  /  146  /  145  /  144  /  143  /  142  /  141  /  140  /  139  /  138  /  137  /  136  /  135  /  134  /  133  /  132  /  131  /  130  /  129  /  128  /  127  /  126  /  125  /  124  /  123  /  122  /  121  /  120  /  119  /  118  /  117  /  116  /  115  /  114  /  113  /  112  /  111  /  110  /  109  /  108  /  107  /  106  /  105  /  104  /  103  /  102  /  101  /  100  /  99  /  98  /  97  /  96  /  95  /  94  /  93  /  92  /  91  /  90  /  89  /  88  /  87  /  86  /  85  /  84  /  83  /  82  /  81  /  80  /  79  /  78  /  77  /  76  /  75  /  74  /  73  /  72  /  71  /  70  /  69  /  68  /  67  /  66  /  65  /  64  /  63  /  62  /  61  /  60  /  59  /  58  /  57  /  56  /  55  /  54  /  53  /  52  /  51  /  50  /  49  /  48  /  47  /  46  /  45  /  44  /  43  /  42  /  41  /  40  /  39  /  38  /  37  /  36  /  35  /  34  /  33  /  32  /  31  /  30  /  29  /  28  /  27  /  26  /  25  /  24  /  23  /  22  /  21  /  20  /  19  /  18  /  17  /  16  /  15  /  14  /  13  /  12  /  11  /  10  /  9  /  8  /  7  /  6  /  5  /  4  /  3  /  2  /  1  /  0  /  >      >>
Copyright © 2002—2016 Лизинговая компания «Гознак-лизинг»
Лизинговые компании, лизинг морских и речных судов, лизинг станков, лизинг серверного оборудования, лизинг автотранспорта и спецтехники, лизинг коммерческой недвижимости и др.
     Рейтинг@Mail.ru