Объединенная судостроительная корпорация
Лизинговая компания

На главнуюКарта сайта Написать письмо
Услуги
Лизинг морских и речных судов
Лизинг промышленного оборудования
Лизинг автотранспорта и спецтехники
Лизинг коммерческой недвижимости
Для клиентов
Оформление заявки
Договор лизинга
Адрес
115054, г. Москва,
ул. Щипок, д. 11, стр. 1
E-mail
info@gznleasing.ru
Телефон / Факс
Лизинг > Новости
Версия для печати

Достаточно ли финансово защищен Азербайджанский лизинг

Чем сильнее в ходе кризиса оседают банки, тем слабее активность недополучающих кредиты предпринимателей и тем, соответственно, меньше заказов на поставку, скажем, транспортных средств и оборудования у лизинговых компаний.

Именно по этой причине, к примеру, объем российского рынка лизинга в 2009 году сократился в 2 раза, что составило 56% аналогичного показателя прошлого года.

Причина в росте числа проблемных контрактов лизингодателей. В результате сумма вновь заключенных российскими лизинговыми компаниями сделок в 2009 году оказалась меньше объема полученных платежей за год.

В Азербайджане ситуация в сфере лизинга значительно лучше – развитие наблюдалось даже в период мирового кризиса. К началу нынешнего года совокупный лизинговый портфель лизингодателей страны превысил 100 млн манатов. Это не много, однако, в этот период компании пытались оптимизировать свои лизинговые портфели, отделяли зерна от плевел и повышали требования к потенциальным клиентам, чтоб максимально обезопасить себя от возможных потерь в будущем.

Почему сфера лизинга у нас не оказалась затронута кризисом в той же степени как в других странах?

Во-первых, потому что этот сегмент экономики имеет солидный потенциал роста. По данным Ассоциации лизинговых компаний Азербайджана (ALCA) исследовавшей рынок совместно с экспертами Международной финансовой корпорации (МФК) в ближайшие несколько лет рынок имеет все шансы достигнуть оборота $400-500 млн.

Во-вторых, отечественные лизинговые компании обзавелись двойной подушкой безопасности от форж-мажоров типа кризиса. С одной стороны благодаря банкам - большинство лизингодателей имеют в качестве учредителей банковские структуры и поскольку эти кредитные учреждения серьезно от кризиса не пострадали, то соответственно на плаву остались и лизинговые компании.

В-третьих, лизинг в Азербайджане достаточно дифференцирован по секторам экономики.

Рассмотрим каждую из этих причин в отдельности.

С одной стороны факт соучредительства в лизинговых компаниях банков придает им финансовую стабильность и позволяет привлекать сравнительно дешевые денежные средства. К примеру, 99% акций компании Standard Leasing принадлежат Bank Standard и благодаря этому лизингодатель имеет доступ к кредитным ресурсам всех зарубежных партнеров самого банка, что, конечно же, расширяет возможности для бизнеса. То же можно сказать и лизинговой компании Texnika Leasing являющейся дочерней структурой Texnikabank. Или, например, Joint Leasing Company, созданная на базе компании Azerlizing, принадлежит соучредителям Dolphin Leasing и Международному банку Азербайджана.

И подобных примеров на нашем лизинговом рынке довольно много. Однако возможно именно это соучредительство, вернее финансовая поддержка материнских банковских структур в некотором роде тормозит развитие лизинговой сферы, поскольку все эти годы лизингодатели чувствовали себя весьма комфортно за финансово широкими плечами банков и не стремились предпринимать какие-то рискованные меры с целью ускоренного развития и быстрого становления. В качестве примера можно привести эффективное сотрудничество некоторых азербайджанских банков с Международной финансовой корпорацией и Государственным секретариатом по экономическому сотрудничеству Швейцарии (SECO), благодаря которому в лизинговый сектор удалось привлечь несколько миллионов долларов. Часть суммы получил UniLeasing, другую AG Leasing, плюс инвестиции, затраченные на повышение капитализации местных лизинговых структур.

В некотором роде именно по этой причине уставный капитал большинства местных лизинговых структур не столь велик. К примеру, если говорить об уже названных лизинговых компаниях, то уставный капитал Standard Leasing равен всего 4 млн манатов, а у Texnika Leasing этот показатель составляет 2,5 млн манатов. Однако основной риск страховки под названием «широкие банковские плечи» заключается в том, что при столь сильной зависимости лизинговой компании от своего учредителя, при любом форс-мажоре с банком может пошатнуться положение и лизингодателя. Кстати, такое уже наблюдалось в ряде зарубежных стран, как, собственно и обратный процесс, когда наоборот банкам приходилось покрывать убытки лизинговых компаний - в прошлом году входящий в десятку крупнейших американских банков U.S. Bancorp отчитался о довольно позитивной результативности, но компенсировать убытки от лизингового финансирования ему удалось лишь превысившими прогнозы рекордными доходами от ипотеки.

Довольно интересна ситуация со второй, так называемой, подушкой безопасности лизинговых компаний, заключающейся в дифференциации их сферы деятельности. Согласно приблизительным подсчетам ряда независимых экспертов в области транспорта заключено и реализовано порядка 20% от общего количества операций в сфере лизинга. Почти столько же приходится на строительную сферу, перерабатывающую промышленность - 18%, потребительский лизинг - 9%, на финансы, страхование, семеноводство и торговлю - по 6%. И, наконец, 5% - это соглашения, охватившие секторы туризм и услуги. Таким образом, возможные последствия кризиса на нашем строительном секторе могли затронуть лишь те лизинговые компании, портфель которых формируется за счет предоставления в лизинг строительного оборудования или транспорта. Аналогичная картина наблюдалась бы и в других областях - кризис в сфере переработки сказался бы на эффективности работы лишь тех компаний, которые предоставляют в лизинг перерабатывающее оборудование и технологические мощности, но никак не на лизингодателях занятых в туристическом секторе или торговле. Хотя если подходить к экономике комплексно и вспомнить, что в ней все взаимосвязано, то неминуемо придет и к тому, что кризис никогда не наступает в какой-то одной области. Наоборот, начавшись в конкретном сегменте экономики, он может расшириться до размеров настоящего финансового кризиса и сказаться на всех других секторах.

Однако благодаря множеству причин и в том числе потенциалу развития азербайджанская экономика оказалась минимально затронутой мировыми кризисными явлениями и достаточно подстрахована от возникновения таких же нежелательных последствий внутри страны. Так что как в сфере лизинга, так и в других областях экономики следует ждать лишь стабильный рост и нацеливаться на долгосрочное развитие.

 

 


Автор: Тогрул Рухуллаоглу

Источник: 1news.az

 

 

02.07.10 Достаточно ли финансово защищен Азербайджанский лизинг
30.06.10 Названы имена должников, которые не платят по лизинговым договорам
29.06.10 Лизинг дорожной спецтехники
28.06.10 Даешь недвижимость в лизинг
25.06.10 Лизинговые компании надеются на субсидии
24.06.10 Кислота растворяет лизинг
23.06.10 Лизинговые неплатежи и борьба с ними
22.06.10 Почему лизингополучателю не было передано лизинговое имущество
21.06.10 Финансовый лизинг недвижимости
18.06.10 Налоговый учет расходов по выкупу имущества и лизинговых платежей ведется раздельно
<<      <  /  179  /  178  /  177  /  176  /  175  /  174  /  173  /  172  /  171  /  170  /  169  /  168  /  167  /  166  /  165  /  164  /  163  /  162  /  161  /  160  /  159  /  158  /  157  /  156  /  155  /  154  /  153  /  152  /  151  /  150  /  149  /  148  /  147  /  146  /  145  /  144  /  143  /  142  /  141  /  140  /  139  /  138  /  137  /  136  /  135  /  134  /  133  /  132  /  131  /  130  /  129  /  128  /  127  /  126  /  125  /  124  /  123  /  122  /  121  /  120  /  119  /  118  /  117  /  116  /  115  /  114  /  113  /  112  /  111  /  110  /  109  /  108  /  107  /  106  /  105  /  104  /  103  /  102  /  101  /  100  /  99  /  98  /  97  /  96  /  95  /  94  /  93  /  92  /  91  /  90  /  89  /  88  /  87  /  86  /  85  /  84  /  83  /  82  /  81  /  80  /  79  /  78  /  77  /  76  /  75  /  74  /  73  /  72  /  71  /  70  /  69  /  68  /  67  /  66  /  65  /  64  /  63  /  62  /  61  /  60  /  59  /  58  /  57  /  56  /  55  /  54  /  53  /  52  /  51  /  50  /  49  /  48  /  47  /  46  /  45  /  44  /  43  /  42  /  41  /  40  /  39  /  38  /  37  /  36  /  35  /  34  /  33  /  32  /  31  /  30  /  29  /  28  /  27  /  26  /  25  /  24  /  23  /  22  /  21  /  20  /  19  /  18  /  17  /  16  /  15  /  14  /  13  /  12  /  11  /  10  /  9  /  8  /  7  /  6  /  5  /  4  /  3  /  2  /  1  /  0  /  >      >>
Copyright © 2002—2018 Лизинговая компания «Гознак-лизинг»
Лизинговые компании, лизинг морских и речных судов, лизинг станков, лизинг серверного оборудования, лизинг автотранспорта и спецтехники, лизинг коммерческой недвижимости и др.
     Рейтинг@Mail.ru