Объединенная судостроительная корпорация
Лизинговая компания

На главнуюКарта сайта Написать письмо
Услуги
Лизинг морских и речных судов
Лизинг промышленного оборудования
Лизинг автотранспорта и спецтехники
Лизинг коммерческой недвижимости
Для клиентов
Оформление заявки
Договор лизинга
Адрес
115054, г. Москва,
ул. Щипок, д. 11, стр. 1
E-mail
info@gznleasing.ru
Телефон / Факс
Лизинг > Новости
Версия для печати

Непаханое поле российского лизинга

Ни мировой финансовый кризис, ни проблемы с фискальными органами не помешают отечественным лизингодателям в ближайшей перспективе удерживать лидерство на внутреннем рынке. Однако с реализацией международных амбиций придется подождать, для выхода на внешние рынки российским компаниям не хватает ни сил, ни желания.

   Западные лизинговые компании начали активно выходить на российский рынок финансовой аренды примерно пять лет назад. Сегодня лизинговые подразделения практически всех крупных мировых западных финансовых групп представлены в России. Например, германо-австрийский холдинг VB-Leasing учредил на российском рынке дочернюю компанию «ФБ-Лизинг», итальянская группа Uni Credit создала в РФ компанию «Локат Лизинг Руссия». У нас также работают группы ING Group (подразделение ING Lease в России) и Taxi Lease (компания «Транспорт Лиз») из Нидерландов, Parex Bank (компания «Парекс-Лизинг») из Латвии, BNP Paribas (компания Arval) из Франции, транснациональные «Брансвик Рейл Лизинг» (финансовая группа «Брансвик») и «Ханса Лизинг» (банк «Ханса»), Hyundai («Хендэ Лизинг») из Южной Кореи и другие.
   Как сейчас отечественные лизингодатели сосуществуют с многочисленными и сильными иностранными конкурентами и готовы ли российские игроки сегмента финансовой аренды побороться с западными компаниями на международном рынке? Эти вопросы интересуют сейчас многих участников отрасли и непосредственно потребителей лизинговых услуг.
   В СМИ еще несколько лет назад много говорили о том, что иностранцы легко отнимут кусок хлеба у отечественных игроков. Однако эти мрачные прогнозы не оправдались, считает Александр Кожевников, генеральный директор компании «Авангард-Лизинг». «Про угрозу со стороны западных компаний говорят с 2000 года, как только стало понятно, что российская экономика не умерла. Однако с 2003 года присутствие на рынке иностранных игроков принципиально не выросло», — поясняет он. Пять лет назад российский рынок лизинга был очень нестабильным, а сейчас отрасль сложилась и крупнейшие игроки определились. «Если посмотреть сегодня на список крупнейших лизинговых компаний, увидим, что иностранный капитал заявляет о себе только во второй десятке, — отмечает Александр Кожевников. — Но это, разумеется, не повод сидеть сложа руки, надо работать. Впрочем, недооценивать себя тоже не следует».
   Окопались
   «Из большинства публикуемых рейтингов следует, что ведущие позиции с точки зрения размера портфеля и новых инвестиций пока принадлежат российским компаниям, — поддерживает Аркадий Герасенко, генеральный директор ING Lease в России. — Иностранные компании, конечно же, присутствуют на российском рынке, но не в таком количестве и качестве, как могли бы». Дело в том, что в России отечественные лизингодатели растут более быстрыми темпами, чем иностранные. По данным генерального директора компании «ФинСтройЛизинг» Сергея Кирьянова, сейчас отечественные лизингодатели прочно держат основную долю на рынке лизинговых услуг, а вот экспансия зарубежных компаний возрастает главным образом за счет западных банков, доля которых на рынке капитала в России увеличивается очень быстро.
   В итоге, по прогнозу Сергея Кирьянова, рынок лизинговых услуг в России вырастет в 2—3 раза в сравнении с 2007 годом. При этом соотношение долей российских и иностранных компаний будет составлять приблизительно 60% на 40% соответственно. «В отечественных лизинговых компаниях работают достойные специалисты в области привлечения ресурсов и снижения рисков. Способность быстро перенимать опыт западных коллег — это еще один шаг на пути к лидерству, — объясняет Сергей Кирьянов. — Участие в международных специализированных форумах и конференциях позволяет специалистам и топ-менеджерам получать информацию о последних мировых тенденциях на рынке лизинга». Бизнес-знакомства, состоявшиеся на подобных мероприятиях, часто перерастают в многомиллионные контракты, уверяет эксперт. Он считает, что сегодня отечественные лизинговые компании, которые ориентированы на западные заемные ресурсы, в состоянии реально конкурировать с западными «дочками» иностранных финансовых гигантов.
   Аркадий Герасенко, хоть и представляет иностранный холдинг ING, но тоже согласен, что российские лизингодатели продолжат доминировать: «Рынок лизинга вырастет, даже несмотря на сложную ситуацию с финансированием, с примерно сохраняющимся паритетом между иностранными и российскими компаниями, которые будут доминировать». Хотя, как предполагает эксперт, рост будет скромным по сравнению с прошлым и позапрошлым годами, но все-таки составит минимум 25—30%. При этом, по мнению Аркадия Герасенко, трудно придется компаниям, которые не принадлежат российским или иностранным банковским группам, особенно если таким независимым лизингодателям придется рефинансировать короткие долговые обязательства. «В конце концов, это негативно скажется на рыночных ставках для конечных лизингополучателей», — сетует эксперт.
   А еще в этом году как российским, так и иностранным компаниям будет мешать работать сложная ситуация в сфере налогообложения, в частности в области НДС. Дело в том, что фискалы продолжают ужесточать контроль над бизнесом лизингодателей, которым по роду деятельности постоянно приходится возмещать НДС из бюджета. Причем, как правило, налог требуется возместить в приличных объемах — 18% от каждого купленного и сданного в лизинг объекта. Эти суммы смущают фискалов, и они, перед тем как вернуть деньги, очень тщательно проверяют лизинговые компании и придираются к любым мелочам. «Все, что связано с администрированием НДС, сложно, трудоемко, запутанно», —признается заместитель генерального директора лизинговой компании «ВЕЙТУС» Александр Сухоруков. В итоге проблемы с возмещением НДС отнимают немало времени и сил у лизингодателей, это в конечном счете негативно отражается на темпе роста рынка финансовой аренды в целом.
   Пострадают все
   Однако не все так плохо. По мнению Александра Кожевникова, у российских лизингодателей появился козырь, который поможет не проиграть в конкурентной борьбе с иностранцами: «Глобальный финансовый кризис не даст большинству игроков серьезно заниматься нашим рынком лизинга и позволит российским компаниям упрочить свое положение». Однако Аркадий Герасенко не согласен с этим предположением: «Не думаю, что кризис сыграет на руку российским компаниям. В лучшем случае они не проиграют, а в худшем — следует ожидать замедления роста именно российских игроков». Проблемы с финансированием возникнут прежде всего у локальных компаний, не связанных напрямую с банковским сектором, а не у компаний, аффилированных с мировыми финансовыми именами, объясняет эксперт.
   А вот Сергей Кирьянов считает, что кризис международных рынков капитала еще не скоро докатится до российского лизинга: «Кризис на западном рынке затронул пока лишь сегмент банковских услуг для частных лиц: ипотеку, потребительское кредитование и прочее; выросли ставки, ужесточились требования. Однако благодаря Центробанку РФ этот кризис пока практически никак не отразился на рынке банковских сервисов для юридических лиц».
   Тем не менее эксперт отметил, что российским лизинговым компаниям не стоит радоваться раньше времени: вряд ли американский кризис поможет им отнять долю рынка у иностранных конкурентов. «Скорее, даже наоборот — как известно, последствием кризисов является отток капитала с растущих рынков, и как следствие финансирование отечественных компаний через западные банки будет затрудняться», — считает Сергей Кирьянов.
   Более того, проблемы могут возникнуть и у тех лизингодателей, которые получают финансовые ресурсы в России. «Это будет выражаться в повышении ставок по предоставляемым кредитам и, скорее всего, приведет к отказу в выдаче длинных денег, — считает начальник отдела экономики и финансов лизинговой компании «КАМАЗ» Эдгар Храмов. — Сложности с привлечением длинных денег вызовут необходимость заимствовать средства на короткий период, то есть будет наблюдаться перекос в сторону краткосрочных кредитов». При этом произойдет ужесточение требований по обеспечению кредитов, уверен эксперт. По самым худшим оценкам, лизинговые компании в ближайшем будущем могут рассчитывать лишь на ссуды под 20% годовых, в то время как год назад ставка кредитования лизингового сектора в зависимости от уровня риска финансируемой сделки составляла не более 17%.
   Заграница подождет
   Тем не менее все опрошенные «Профилем» эксперты сошлись во мнении, что, несмотря на проблемы, российские лизингодатели продолжат наращивать свой бизнес на внутреннем рынке. А вот будут ли выходить лизинговые компании на международные площадки? Ну, хотя бы для начала в ближнее зарубежье? «Рынки СНГ сейчас довольно нестабильны как в экономическом, так и в политическом плане, — рассказывает Сергей Кирьянов. — Информация о некоторых регионах крайне непрозрачна, что осложняет планирование коммерческой деятельности на их территории». Из-за этого, по информации эксперта, немногие российские компании готовы пойти на такой риск и все-таки начать развивать бизнес в ближнем зарубежье. Однако если экономическая и политическая обстановка в странах бывшего СССР изменится, приток российского капитала туда увеличится, уверен Сергей Кирьянов.
   А вот Александр Кожевников признался, что его организация не горит желанием заниматься бизнесом за пределами России по более тривиальной причине: «Сейчас для нашей компании рынок России и так достаточно емок, чтобы обеспечивать устраивающий нас рост».
   Что касается дальнего зарубежья, то перспектива массовой экспансии российских лизинговых компаний выглядит еще более отдаленной. «Говорить о выходе российских лизинговых компаний на западные площадки еще слишком рано, — считает Сергей Кирьянов. — В развитых странах рынок лизинговых услуг давно уже сформирован и поделен между финансовыми гигантами. При этом объем реализуемых там проектов даже и не снился нашим компаниям». Если учесть, что западные привлеченные средства все равно намного дешевле отечественных, отхватить некоторую долю зарубежного рынка российским лизингодателям в обозримой перспективе вряд ли удастся, заключает эксперт.
   В том, что у российских компаний есть перспектива работы на зарубежных рынках в ближайшем будущем, сильно сомневается и Аркадий Герасенко. Ведь, по его мнению, на Западе рынок лизинга ушел намного дальше с точки зрения разнообразия продукта, его сложности и специализации по активам, чем в России. Чтобы конкурировать с европейскими компаниями, нужно наладить такое «производство» у себя дома, а уже потом смотреть на сторону, считает эксперт. «Да и вообще, зачем смотреть на иные площадки, если российский рынок — непаханое поле?» — недоумевает Аркадий Герасенко.

Цифры лизинга
   • Объем всех новых лизинговых сделок по итогам первого полугодия 2007 года — 365,2 млрд рублей.
   • Прирост объема новых лизинговых сделок к первому полугодию прошлого года составил 86%. Более высокий показатель был зафиксирован лишь 8 лет назад (в 2000 году), когда произошло удвоение объема новых сделок лизинга.
   • Абсолютный прирост рынка по итогам 2007 года составит 242,2 млрд рублей. Это больше, чем размер всего российского рынка лизинга до 2006 года.
   • По итогам 2007 года российский рынок лизинга может занять
   7-е или даже 6-е место в мире.
   • Доля лизинга в ВВП в 2007 году составит 2,1%, а в инвестициях в основные средства — 11%. В мировой практике максимальные значения этих показателей составляют 5% и 38% соответственно. Российский лизинговый рынок может побить этот рекорд уже к 2013 году.
   Источник: Российская ассоциация лизинговых компаний

Внедрение за поставкой
   Более успешный путь интеграции отечественных лизингодателей на западные рынки — это сотрудничество с иностранными поставщиками техники и других объектов лизинговых сделок. Более того, оборудование и техника иностранного производства сегодня фаворит российского лизингового рынка. Эта тенденция касается большинства отраслей финансовой аренды. Иностранная техника не лидирует лишь в совсем уж специфических направлениях лизингового бизнеса, например в секторе финансовой аренды железнодорожной техники или недвижимости, когда в лизинг сдаются офисы и производственные площади. Особенно популярно приобретать в финансовую аренду высокотехнологичное оборудование иностранного производства.
   Как признаются потребители лизинговых услуг и сами операторы финансовой аренды, импортное оборудование отличается большей производительностью и лучшими техническими характеристиками, а значит, имеет более длительный период эксплуатации. Поэтому российские предприятия охотнее покупают оборудование, произведенное на Западе, нежели отечественную технику. Да и самим лизинговым компаниям покупка импортного оборудования чаще всего обходится дешевле за счет организации финансирования поставок напрямую из-за рубежа.
   Западные банки положительно относятся к кредитованию поставок в другие страны. Более того, существуют специальные программы по поддержке экспорта оборудования. Они предусматривают дешевое кредитование российских лизинговых компаний зарубежными банками, под иностранную же технику. При этом широкое распространение имеют программы, организованные крупными производителями при поддержке собственных финансовых подразделений. А еще импортные сделки выгодны лизинговым компаниям, так как они дают репутацию добросовестного заемщика в глазах иностранных банковских структур. То есть чем больше компания занимает, тем больше у нее возможностей получить еще более выгодное финансирование, конечно, при наличии хорошей кредитной истории.

Максим Логвинов

http://www.profile.ru/items/?item=25674

18.03.08 Непаханое поле российского лизинга
17.03.08 Учет организацией-лизингополучателем суммовых разниц, возникающих при оплате платежей в рублях
17.03.08 ЗАО Гознак-лизинг передало МПФ Гознак полиграфическое оборудование
15.03.08 Гонка в эшелоне VIP
14.03.08 Начисление амортизационной премии при продажи по договору лизинга вагонов-цистерн
13.03.08 Деньги не впрок
12.03.08 Кредитная загрузка
11.03.08 Жизнь взаймы
07.03.08 Лизингодатель является плательщиком транспортного налога
06.03.08 Условия инновационного развития
<<      <  /  177  /  176  /  175  /  174  /  173  /  172  /  171  /  170  /  169  /  168  /  167  /  166  /  165  /  164  /  163  /  162  /  161  /  160  /  159  /  158  /  157  /  156  /  155  /  154  /  153  /  152  /  151  /  150  /  149  /  148  /  147  /  146  /  145  /  144  /  143  /  142  /  141  /  140  /  139  /  138  /  137  /  136  /  135  /  134  /  133  /  132  /  131  /  130  /  129  /  128  /  127  /  126  /  125  /  124  /  123  /  122  /  121  /  120  /  119  /  118  /  117  /  116  /  115  /  114  /  113  /  112  /  111  /  110  /  109  /  108  /  107  /  106  /  105  /  104  /  103  /  102  /  101  /  100  /  99  /  98  /  97  /  96  /  95  /  94  /  93  /  92  /  91  /  90  /  89  /  88  /  87  /  86  /  85  /  84  /  83  /  82  /  81  /  80  /  79  /  78  /  77  /  76  /  75  /  74  /  73  /  72  /  71  /  70  /  69  /  68  /  67  /  66  /  65  /  64  /  63  /  62  /  61  /  60  /  59  /  58  /  57  /  56  /  55  /  54  /  53  /  52  /  51  /  50  /  49  /  48  /  47  /  46  /  45  /  44  /  43  /  42  /  41  /  40  /  39  /  38  /  37  /  36  /  35  /  34  /  33  /  32  /  31  /  30  /  29  /  28  /  27  /  26  /  25  /  24  /  23  /  22  /  21  /  20  /  19  /  18  /  17  /  16  /  15  /  14  /  13  /  12  /  11  /  10  /  9  /  8  /  7  /  6  /  5  /  4  /  3  /  2  /  1  /  0  /  >      >>
Copyright © 2002—2016 Лизинговая компания «Гознак-лизинг»
Лизинговые компании, лизинг морских и речных судов, лизинг станков, лизинг серверного оборудования, лизинг автотранспорта и спецтехники, лизинг коммерческой недвижимости и др.
     Рейтинг@Mail.ru