Объединенная судостроительная корпорация
Лизинговая компания

На главнуюКарта сайта Написать письмо
Услуги
Лизинг морских и речных судов
Лизинг промышленного оборудования
Лизинг автотранспорта и спецтехники
Лизинг коммерческой недвижимости
Для клиентов
Оформление заявки
Договор лизинга
Адрес
115054, г. Москва,
ул. Щипок, д. 11, стр. 1
E-mail
info@gznleasing.ru
Телефон / Факс
Лизинг > Новости
Версия для печати

Программа поддержки малого предпринимательства - условиe развития всего малого бизнеса

Дмитрий Быков: «Концентрируя средства на развитии приоритетных отраслей, мы при этом создаем условия для развития всего малого предпринимательства»

Очередная Программа поддержки малого предпринимательства (МП) в Санкт-Петербурге, принятая к исполнению с начала 2008 года, беспрецедентна по крайней мере в финансовом отношении – в течение четырех лет предстоит потратить 2,7 млрд рублей. Это решение Смольного тем более примечательно, что предыдущий опыт поддержки городом развития малого бизнеса был, по распространенному мнению экспертов, весьма неудачным. Бюджетные деньги распределялись в значительной мере среди небольшого количества фирм, отбиравшихся по непонятным критериям, а также расходовались на весьма формальные мероприятия. Эффективных системных инструментов, способствующих развитию широкого круга малых предприятий, создано не было. План мероприятий по развитию и поддержке малого предпринимательства на 2008−2011 годы (далее – План) разрабатывался новой командой специалистов Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли (КЭРППиТ) под руководством заместителя председателя комитета Дмитрия Быкова, который до начала своей чиновничьей карьеры сам успешно занимался предпринимательством. Как на практике власти будут поддерживать малый бизнес, Дмитрий Быков рассказывает в интервью обозревателю «Эксперта С-З».

Универсальные приоритеты?

– В чем концептуальные отличия нового Плана мероприятий по развитию и поддержке малого предпринимательства на 2008−2011 годы от предшествующего?

– Приступив к реализации Плана мероприятий, рассчитанного на 2006−2008 годы, мы в процессе работы поняли, что некоторые инструменты, предусмотренные в рамках десяти специальных программ, оказались неэффективными и просто неработающими. В то же время выяснилось, что не хватает ряда важных инструментов поддержки МП. Поэтому уже в конце 2006 года было принято решение о создании регионального венчурного фонда, а летом 2007−го – о создании гарантийного фонда для кредитования малого бизнеса (МБ).

Естественно, пришлось скорректировать концепцию нашей работы и 13 ноября 2007 года правительство Санкт-Петербурга утвердило новую концепцию развития МП. В ее основу был положен сценарный прогноз развития МП на 2008−2011 годы. 2008 год – это переходный год, когда мы будем формировать необходимую для поддержки МП инфраструктуру, координировать деятельность всех существующих в Петербурге инфраструктурных объектов, оптимизировать ресурсы. В нынешнем году мы выберем и базовый сценарий развития МП в Петербурге.

Предварительно нами выделено три основных сценария, каждый из которых предусматривает концентрацию бюджетных средств в приоритетных отраслях. Иначе даже при значительном увеличении финансирования не добиться ощутимого эффекта – интенсивного роста МП в контексте всего социально-экономического развития города.

Это, во-первых, социально-инновационный сценарий, предусматривающий приоритетное развитие МП в высокотехнологичных отраслях и в сфере услуг (строительство, культура, здравоохранение, образование, туризм и др.). Во-вторых, промышленно-инновационный сценарий, где основной акцент делается на развитии обрабатывающих отраслей и их инновационных составляющих. И в-третьих, транзитный сценарий: средства концентрируются на развитии МП в таких отраслях, как оптовая торговля, транзитные, логистические операции.

– И каков будет механизм выбора оптимального сценария?

– Каждый сценарий просчитан с учетом ресурсов, которые имеются в экономике Петербурга, и в первую очередь – трудовых. Кадры – основная проблема для всего предпринимательства, особенно острая для МБ, в том числе в связи с приходом в город крупных инвесторов.

Замечу, что в 2008 году мы намерены решить такую актуальную задачу, как создание адекватной статистики по МП. Надеемся, что, наладив в Петербурге систему получения и обработки статистических данных и выполнив на их основе ряд исследований, мы сможем более четко определить сценарий поддержки МП. Хотя, в принципе, сейчас мы склоняемся к социально-инновационному сценарию. Окончательное решение будет принимать губернатор Петербурга Валентина Матвиенко и вице-губернатор Михаил Осеевский.

– Но тогда потребуется переделывать План и перераспределять финансирование различных мероприятий?

– Нет. План написан таким образом, что, концентрируясь на каких-то мероприятиях, мы при этом создаем условия для развития всего МП. Ведь основные проблемы – общие для МБ. Это низкая интеграция в социально-экономическое развитие региона, дефицит квалифицированных кадров, разрыв коммуникаций между администрацией города и самим МП как потребителем программ поддержки, наконец, в целом негативное отношение населения к предпринимательству.

Что же касается финансирования, то, к примеру, Фонд содействия кредитованию МБ ориентирован в целом на поддержку предпринимательства в самых различных отраслях. Но для предприятий, работающих в научно-технической сфере и производстве, поручительства могут составлять до 70% от суммы кредита, а в остальных отраслях – до 50%. Для многих видов бизнеса важна поддержка при сертификации работ и услуг, в частности предусмотренное Планом возмещение затрат на получение сертификатов. Универсальный характер имеет специальная программа «Выходим в регионы»…

Фондовый запуск

– Одна из наиболее актуальных проблем для МП – получение кредитов, особенно при отсутствии ликвидных залогов. Насколько массовой станет практика выдачи кредитов под поручительство Фонда содействия кредитованию МБ?

– Фонд сформирован и в декабре 2007 года начал функционировать. Его активы составили в итоге 334 млн рублей: в конце прошлого года было дополнительно внесено 100 млн рублей Санкт-Петербургом и 67 млн рублей – Российской Федерацией. Выбраны 12 банков, которые работают с фондом по выдаче кредитов. На наблюдательном совете фонда мы определили, что сможем выдать не менее 150 поручительств на 500 млн рублей – исходя из среднего объема одного поручительства, запрашиваемого субъектами малого предпринимательства (СМП). Мы понимаем, что услуга будет востребована МБ, и предполагаем в дальнейшем увеличивать активы фонда (План предусматривает выделение на эти цели до 2011 года еще 350 млн рублей).

– Сложна ли схема получения поручительств?

– Процедура максимально проста. Предприниматель обращается в банк за получением кредита по программе фонда, и если банк одобряет заявку, фонд занимается оформлением поручительства. Заключается трехсторонний договор, и банк выдает кредит. В отношении одного субъекта МП совокупный объем поручительств фонда не может превышать 15 млн рублей. Если они выдаются по кредитным договорам на срок не менее шести месяцев, их стоимость составляет 1,75% годовых от суммы поручительства.

– Сколько поручительств уже выдал фонд и на какую сумму?

– Два на 6,5 млн рублей. Ряд банков готовят заявки на получение поручительств по кредитным договорам, которые будут представлены на рассмотрение в ближайшее время.

– Продолжится ли работа по ранее утвержденной Программе кредитования МБ, предусматривающей субсидирование процентной ставки по кредитам? В рамках этой программы выдавалось почему-то совсем немного кредитов: всего лишь семь в 2005 году, 80 – в 2006−м, 177 – в 2007−м…

– В 2008 году мы запускаем эту программу в измененном виде. Вопросы поручительства по части кредита теперь переходят в Фонд содействия кредитованию малого бизнеса. Рассматривается увеличение доли возмещения процентных платежей для СМП, работающих в приоритетных отраслях. Однако и в данном случае мы будем учитывать выбранный в итоге сценарный прогноз развития. Возможно, для каких-то отраслей будет полностью субсидироваться кредитная ставка (9 или 10%), то есть предприниматели смогут получать бесплатные кредиты. Например, это может быть малый и средний бизнес, вписывающийся в автомобильный кластер. Для таких видов деятельности кредитные ставки будут минимальными.

– Какова судьба заявленных ранее программ поддержки МП по приобретению оборудования в лизинг и по выкупу арендуемых объектов недвижимости?

– Программа лизинга шла очень тяжело, и мы хотим поработать в этом направлении с Фондом содействия кредитованию МБ. Проблемы здесь связаны с тем, что, во-первых, требуется слишком много документов при оформлении договора лизинга, а во-вторых, наши предприниматели весьма неохотно ставят на баланс основные средства. К нам поступают предложения от лизинговых компаний о совместной работе, но пока в Плане мероприятий программы по лизингу нет…

Если же говорить о выкупе арендуемых помещений, то в качестве инструмента мы хотели бы задействовать фонд. Проблема в том, что по действующему законодательству выкупаемое на торгах нежилое помещение не может приниматься в залог для получения кредита, ведь возникает временной промежуток до момента регистрации прав собственности на объект недвижимости. Фонд мог бы стать передаточным звеном на этапе регистрации прав собственности – по сути, гарантом для банков при выкупе помещений. Подобная схема у нас была разработана со Сбербанком, но пока мы наложили мораторий на выкуп помещений добросовестными арендаторами. Дело в том, что сейчас и сами арендаторы не идут на торги. Большие надежды все возлагают на принятие проекта федерального закона, разрешающего арендаторам целевой выкуп помещений. Если закон пройдет весной-летом 2008 года второе и третье чтение, то станет возможно без проблем выкупить помещение с рассрочкой платежа на три года.

– Каковы первые результаты работы Фонда содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере? Какого рода проекты уже получили поддержку?

– В прошлом году мы провели большую работу по формированию ЗПИФ, в мае победителем конкурса по выбору управляющей компании стало ЗАО «ВТБ Управление активами». Активы фонда составляют 400 млн рублей (из которых по 100 млн рублей выделено из городского и федерального бюджетов). Но, как и в ситуации с Фондом содействия кредитованию, План предполагает выделение из бюджета города 350 млн рублей на увеличение активов фонда.

10 декабря 2007 года прошел первый инвестиционный комитет, на котором было одобрено финансирование проекта в области электронно-оптических систем. Предприятие уже выпустило первую продукцию на рынок, и инвестиции необходимы для расширения производства. Первоначальный объем инвестиций – 60 млн рублей. Второй проект – в области здравоохранения – был одобрен инвестиционным комитетом 24 декабря 2007 года. В данном случае финансовая поддержка (50 млн рублей – первоначальный объем инвестиций) необходима для организации производства, выпуска опытной партии и налаживания серийного производства. Сейчас проекты проходят юридическую экспертизу, поэтому еще рано говорить, что они проинвестированы. Окончательные решения о финансировании будут приняты в конце февраля.

Управлять знанием

Виртуальный бизнес — инкубатор позволит получать в режиме онлайн услуги финансового аутсорсинга

– В чем состоит идеология программы «Бизнес-инкубатор» и чем ваши объекты будут отличаться от тех, которые в изобилии предлагают частные собственники в аренду для небольших предприятий?

– Первый бизнес-инкубатор был открыт в прошлом году и укомплектован четырьмя десятками начинающих МП. В ближайшее время на Полюстровском проспекте появится бизнес-инкубатор промышленного профиля – мы хотим развить там технопарк, технозону, построить различные инфраструктурные объекты. К концу 2011 года будет создано еще 11 бизнес−инкубаторов, каждый площадью около 3−4 тыс. кв. м. Составляя программу, мы ориентировались на характерный для стран Западной Европы и США объем площадей в бизнес-инкубаторах в расчете на тысячу жителей.

В перспективе, возможно, появятся схемы финансирования бизнес-инкубаторов на принципах частно-государственного партнерства, но сейчас у нас нет такой задачи. Главное, чтобы в инкубаторах, создающихся за счет средств городского бюджета, по минимальным ставкам сдавались площади инновационным компаниям, опять же с учетом выделяемых нами приоритетов. Бюджетное финансирование будет направляться на обслуживание этих бизнес-инкубаторов.

Мы исходим из того, что хороший бизнес-инкубатор – это не просто сдача помещений в аренду, но в первую очередь очень сильная частная управляющая компания (УК). Для действительно профессиональных УК основным бизнесом является не сдача в аренду недвижимости, а создание и выращивание перспективных компаний, долю в которых можно выгодно продать на рынке. При таком понимании УК должны искать молодых талантливых людей, помогать им с привлечением финансирования, оказывать консультационные услуги, услуги по субконтрактингу с крупными предприятиями и т.д. Имея долю в новых компаниях, УК должны идти рука об руку с теми, кого они растят в бизнес-инкубаторах. Тогда молодежь не будет попадать сразу в бизнес-среду, которая, в принципе, отторгает начинающий инновационный бизнес, и станет возможен органичный процесс развития через бизнес-инкубаторы, технопарки и т.д. Мы стремимся, чтобы в комплексе в рамках общей технологической цепочки развития и поддержки МП работали предусмотренные Планом образовательные программы. И, кстати, сейчас мы оказываем содействие в подготовке квалифицированных специалистов УК – они проходят обучение в Москве и за границей.

– Какой будет процедура отбора компаний для размещения в бизнес-инкубаторах – куда конкретно и когда следует обращаться начинающим предпринимателям?

– Отбор будет производиться в соответствии с профилем деятельности малых предприятий и с учетом их инновационности. Преимуществом будут пользоваться малые производственные предприятия и малые предприятия, работающие в приоритетных областях (например, оказывающие услуги в сфере ЖКХ). Обращаться следует в отдел государственной поддержки малого предпринимательства КЭРППиТ.

– Помимо выделения 350 млн рублей на создание бизнес-инкубаторов в Плане предусмотрено 658,5 млн рублей на подготовку «помещений, включая производственные площади для размещения субъектов МП». Что под этим подразумевается?    

– Создание технопарков, промышленных парков, специализированных объектов для размещения и развития на их территории производственной деятельности МП.

– Что предусматривает программа «Виртуальный бизнес-инкубатор»?

– Идея состоит в том, чтобы предприниматели, не нуждающиеся в обязательном предоставлении площадей для своей деятельности, могли получать полный набор соответствующих услуг на тех же льготных условиях, что и в обычных бизнес-инкубаторах. Более того, чтобы они пользовались в режиме онлайн различными услугами виртуального бизнес-инкубатора, прежде всего услугами финансового аутсорсинга. Утвержденные программы позволят оказывать бесплатно часть онлайновых услуг.

– Сохраняется ли в Плане программа «Старт», призванная способствовать обучению предпринимателей и помощи при регистрации фирм?

– Мы отказались от существовавшей в том виде программы. Нас не устраивало, что финансовые вложения оказывались явно неадекватными – получались поистине золотые компании! При этом не требовалось лицензий, обучением мог заниматься кто угодно и как угодно…

Новый План предусматривает создание Регионального университета малого бизнеса – рамочной организации по образцу западных корпоративных университетов. Университет создается на базе ГУ «Межрегиональный ресурсный центр», который занимается обучением по президентской программе. Эта структура имеет опытных специалистов, а также необходимую инфраструктуру, помещения. Университет будет взаимодействовать с предпринимательскими ассоциациями, саморегулирующимися организациями, союзами и работать над теми образовательными программами, которые необходимы бизнесу в каждом конкретном случае. Часть программ университета будет унифицирована, какие-то будут реализовываться совместно с другими вузами. Важно, что университет будет отслеживать судьбу выпускников, контролировать эффективность обучения и корректировать программы.

– Кто будет платить за обучение?

– И город, и предприниматели: полностью бесплатного обучения не должно быть, это всегда идет во вред! Нужно, чтобы учеба оплачивалась самими предпринимательскими объединениями хотя бы на 20%, как это принято в Европе. Но по каким-то приоритетным отраслям город может брать на себя и 80% расходов.

Полезная известность

Мы хотим, чтобы предприниматели получали информацию регулярно, а не только в дни форумов

– Зачем создается еще одна подведомственная КЭРППиТ структура – Агентство по развитию МБ, на содержание которой будет выделено 82 млн рублей?

– На агентство возлагается большое количество функций, связанных с осуществлением экономического анализа, мониторингом деятельности МП, координацией работы инфраструктуры (фондов, бизнес-инкубаторов и т.д.). Особенно отмечу идею создания в составе агентства правового управления, которое будет представлять интересы МБ в государственных организациях, в том числе в судах. Отчасти прототипом правового управления может служить Small Business Administration в США, руководитель которого назначается лично президентом и утверждается Конгрессом, – фактически он создает в судах юридическую практику в отношении МБ.

– А какова цель создания Дома предпринимателя?

– Предприниматели уже давно высказывали эту идею, она нашла отражение и в резолюции прошлого Форума малого предпринимательства Санкт-Петербурга. Суть концепции состоит в том, чтобы в Петербурге появилось общее пространство, где могут собираться предприниматели, проводить конференции, семинары, выставки. В Доме предпринимателя можно будет получить исчерпывающую информацию по всем аспектам развития и поддержки МБ: здесь будут располагаться представительства наших фондов, Общественный совет по МП, ключевые ассоциации и саморегулируемые организации. Дом предпринимателя разместится на улице Маяковского, 46. Работы по реконструкции здания, на которые выделено около 80 млн рублей, должны быть завершены в 2009 году (их заказчик – Комитет по строительству). Финансирование содержания Дома заложено в нашем Плане мероприятий.

– Кстати, зачем нужно было сразу создавать негативный имидж Дома предпринимателя? Ведь для него нашли именно то здание, где до сих пор располагался офис партии «Яблоко».

– В этом здании в его нынешнем виде не может располагаться какой-либо офис. Объект уже несколько лет находится в аварийном состоянии, о чем свидетельствуют материалы нескольких квалифицированных экспертиз. Дом предпринимателя здесь разместится только после полной реконструкции. И таким образом город сохранит историческое здание, являющееся памятником архитектуры середины XIX века.

– Неоднократно приходилось слышать от предпринимателей, что они не знают о городских программах МБ. Как вы намерены решать эту информационную проблему?

– Да, мы особое внимание уделяем в Плане коммуникационному блоку вопросов: конечно, тяжело предлагать и исполнять мероприятия, о которых знает ограниченное количество людей. Мы хотим привлечь к нашим программам внимание максимально широкого круга предпринимателей, причем сделать так, чтобы они получали информацию регулярно, а не только во время ежегодного Форума МП. В целом же нашей целью является формирование лояльности к МБ в Петербурге.

У нас много целевых аудиторий – это и горожане, и МБ, и крупный бизнес, и исполнительные и законодательные органы власти. Чтобы донести до них информацию, нужно делать упор на те или иные средства коммуникации. Мы решили использовать современные технологии брендинга. Разработан, естественно, и визуальный образ программы, соответствующий выбранному для нее слогану – «Открытое небо. Настоящая свобода». Создан специализированный сайт «Малый бизнес Санкт-Петербурга» (www.spb-mb.ru) – он содержит много сведений о наших программах, полезную информацию о start-up для начинающих предпринимателей и даже позволяет написать бизнес-план в интерактивном режиме. Наконец, всю информацию об инструментах поддержки СМП и о многом другом можно получить в call-центре КЭРППиТ.

– Предусматриваются ли качественные показатели для оценки эффективности Плана?

– Да, и мы каждый год будем отчитываться об исполнении Плана мероприятий и концепции, о том, что получается в нашей работе, а что – нет. Мы не говорим, что План, состоящий из 50 мероприятий, нельзя менять. Наверное, будут появляться и новые формы поддержки. Мы открыты для диалога с предпринимателями и экспертами и готовы к совместной работе.    

Игорь Архипов, Санкт-Петербург

http://www.expert.ru/printissues/northwest/2008/05/interview_bykov/

05.02.08 Программа поддержки малого предпринимательства - условиe развития всего малого бизнеса
04.02.08 Свежий воздух нового бизнеса
01.02.08 Оборонщикам нужны ПТУ
31.01.08 ЗАО Гознак-лизинг успешно реализует программу регионального развития
31.01.08 Развитие через развитие
30.01.08 Выставка - конференция - Бизнес для бизнеса - 2008, в Дмитрове
29.01.08 Российский лизинг персонала
28.01.08 Пулемет и самолет от госкорпорации
25.01.08 Две причины пересмотреть учетную политику на 2008 год
24.01.08 Лизинговый платеж един
<<      <  /  178  /  177  /  176  /  175  /  174  /  173  /  172  /  171  /  170  /  169  /  168  /  167  /  166  /  165  /  164  /  163  /  162  /  161  /  160  /  159  /  158  /  157  /  156  /  155  /  154  /  153  /  152  /  151  /  150  /  149  /  148  /  147  /  146  /  145  /  144  /  143  /  142  /  141  /  140  /  139  /  138  /  137  /  136  /  135  /  134  /  133  /  132  /  131  /  130  /  129  /  128  /  127  /  126  /  125  /  124  /  123  /  122  /  121  /  120  /  119  /  118  /  117  /  116  /  115  /  114  /  113  /  112  /  111  /  110  /  109  /  108  /  107  /  106  /  105  /  104  /  103  /  102  /  101  /  100  /  99  /  98  /  97  /  96  /  95  /  94  /  93  /  92  /  91  /  90  /  89  /  88  /  87  /  86  /  85  /  84  /  83  /  82  /  81  /  80  /  79  /  78  /  77  /  76  /  75  /  74  /  73  /  72  /  71  /  70  /  69  /  68  /  67  /  66  /  65  /  64  /  63  /  62  /  61  /  60  /  59  /  58  /  57  /  56  /  55  /  54  /  53  /  52  /  51  /  50  /  49  /  48  /  47  /  46  /  45  /  44  /  43  /  42  /  41  /  40  /  39  /  38  /  37  /  36  /  35  /  34  /  33  /  32  /  31  /  30  /  29  /  28  /  27  /  26  /  25  /  24  /  23  /  22  /  21  /  20  /  19  /  18  /  17  /  16  /  15  /  14  /  13  /  12  /  11  /  10  /  9  /  8  /  7  /  6  /  5  /  4  /  3  /  2  /  1  /  0  /  >      >>
Copyright © 2002—2016 Лизинговая компания «Гознак-лизинг»
Лизинговые компании, лизинг морских и речных судов, лизинг станков, лизинг серверного оборудования, лизинг автотранспорта и спецтехники, лизинг коммерческой недвижимости и др.
     Рейтинг@Mail.ru