Объединенная судостроительная корпорация
Лизинговая компания

На главнуюКарта сайта Написать письмо
Услуги
Лизинг морских и речных судов
Лизинг промышленного оборудования
Лизинг автотранспорта и спецтехники
Лизинг коммерческой недвижимости
Для клиентов
Оформление заявки
Договор лизинга
Адрес
115054, г. Москва,
ул. Щипок, д. 11, стр. 1
E-mail
info@gznleasing.ru
Телефон / Факс
Лизинг > Новости
Версия для печати

В Якутии малый бизнес является самым динамично развивающимся сектором экономики

В последние годы в Якутии наблюдается заметный рост малого и среднего предпринимательства. По данным госстата, сегодня в республике действуют 3295 малых предприятий, которые обеспечивают рабочие места для ста тысяч человек. Однако создание собственного бизнеса проходит через массу административных препятствий: для того, чтобы зарегистрировать предприятие и получить все разрешительные документы, требуется немало времени. О позитивных изменениях и проблемных зонах якутского предпринимательства рассказывает министр по делам предпринимательства, развития туризма и занятости Екатерина Кормилицына.

 - На прошлой неделе предприниматели Якутска встречались с руководством министерства и главой города Юрием Заболевым, где была затронута проблема административных барьеров. Предприниматели отметили, что на оформление земельных участков в мэрии требуется минимум два года.

 - К сожалению, это большая общероссийская проблема, не только нашего региона. Открытую критику сложившейся ситуации с регистрацией предприятий малого бизнеса озвучил председатель правительства РФ на совещании кабинета министров, которая прошла в начале этого месяца. На самом деле проблема существует. На бюрократические процедуры уходят годы, что подтверждают итоги нашего соцопроса, которое мы проводили в декабре прошлого года. Якутские предприниматели в целом не имеют серьезных претензий к работе контролирующих органов, особой проблемой они считают «барьеры, препятствующие открытию и развитию собственного малого бизнеса». Для того, чтобы зарегистрировать новый бизнес, получить все разрешительные документы, требуются годы.

 Президент России Дмитрий Медведев дал установку, что «все административные процедуры должны быть закреплены в регламентах работы органов государственной власти и стать максимально удобными для людей». В связи с этим для нашей республики актуальна перспектива внедрения многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ), основной идеей которых стал принцип «одного окна». Этап реализации таких центров начался еще в 2006 году, а всего запущены такие центры в пилотном режиме в шестнадцати регионах.

 - Что собой представляет центр?

 - Если он есть, то для оформления паспорта или регистрации недвижимости не потребуется посещение множества чиновников и простаивание в очередях. Все необходимые документы граждане смогут получить в одном из таких многофункциональных центров предоставления гос- и муниципальных услуг. Заявление гражданина на получение необходимого документа будет продвигаться по профильным ведомствам и организациям без его участия - сотрудниками центров. Предполагается, что на первом этапе в центре будет предоставляться от тридцати до ста услуг на уровне муниципальной, региональной и федеральной властей, однако постепенно в эти структуры будут переведены все госуслуги, включая сопутствующие услуги нотариусов, адвокатов, прием платежей. По экспертным оценкам, в ходе административной реформы, возможно снизить бремя малого бизнеса по преодолению административных барьеров с десяти до трех процентов от оборота компаний. Для сравнения - уровень издержек малого бизнеса от избыточных административных барьеров в Германии составляет три с половиной процента от прибыли малых компаний.

 - Малому бизнесу очень тяжело получить недвижимость - в собственность, в аренду. Недостаток производственных площадей не менее серьезная проблема, чем административные барьеры.

 - В целом-то эта проблема у нас в республике есть, а для малого бизнеса она практически непреодолима. Примерно две трети субъектов малого предпринимательства арендуют имущество у республики или муниципальных властей.

 В период до 2009 года ожидается приватизация непрофильного имущества, находящегося в собственности муниципалитетов. Это означает, что после 2009 года большинство предпринимателей окажутся «на улице» из-за своей неконкурентоспособности при участии в аукционах. Приведу мнение предпринимателей города Якутска, полученное по результатам социологического опроса «Отношение предпринимателей к имущественной поддержке субъектов малого и среднего бизнеса». Резиденты отмечают, что, как показывает практика проводимых мэрией аукционов и конкурсов по выставляемой на продажу недвижимости, выигрывает тот, у кого больше денег или кто ближе к администрации и правительству. А денег больше всего у представителей торговли.

 В этом же опросе предприниматели отметили, что в столице отсутствует политика планирования строительства торговых центров и размещения существующих объектов торговли. Эксперты отмечают, что для ориентирования в сложившейся ситуации и для прогноза развития необходимо учитывать показатель количества квадратных метров торговых организаций на душу населения.

 В особой защите нуждаются арендаторы помещений, предоставляющие услуги населению. Опыт Москвы и других центральных регионов показывает, что необходимо квотировать и предоставлять помещения на льготных условиях малому бизнесу, предоставляющему социально значимые для города услуги. То есть уже сейчас, на примере города Якутска наблюдается явный перекос предоставления муниципального имущества представителям торговли в ущерб предпринимателям, работающим в производственных отраслях и сфере услуг.

 - Но как можно преодолеть эту проблему?

 - Новым законодательством о развитии малого и среднего предпринимательства региональным и муниципальным властям предоставлены возможности формировать специальные имущественные фонды - с последующим предоставлением помещений предпринимателям на условиях долгосрочной аренды. Создание таких фондов будет способствовать решению проблем, связанных с необдуманной распродажей муниципального имущества, позволит повысить уровень защищенности малого и среднего бизнеса. Эксперты отмечают, что идея создания имущественных фондов была бы интересна муниципалитетам в плане инструмента поддержки стартующего бизнеса, привлечения малого и среднего бизнеса в приоритетные сферы экономики: местное производство, рынок услуг, жилищно-хозяйственный комплекс... Однако мы не исключаем ситуацию, когда такие фонды не из чего будет создавать – так лихо и быстро некоторые муниципалитеты распродали имущество. Актуальнее стоит вопрос целевого выделения предпринимателям земли под строительство производственных площадей, а так же инвестиционное кредитование строительства.

  - Согласитесь, получить кредиты тоже задача не из легких.

 - Доступ к финансовым ресурсам – это одна из наших острых проблем. Потребность малого бизнеса в кредитных ресурсах удовлетворена менее чем на двадцать процентов. Банки предпочитают иметь дело с уже сложившимся бизнесом, а взять кредит начинающим предпринимателям практически нереально. Таким образом, основной проблемой развития малого бизнеса был и остается старт, когда не на что начать дело и нечего предоставить в залог банку при обращении за кредитом. Очевидно, что банки не могут создать финансовый ресурс для стартующих или расширяющихся предпринимателей. Необходимо создавать инфраструктуру поддержки малого предпринимательства – гарантийные и специализированные фонды.

 В России в рамках реализации федеральной программы поддержки малого предпринимательства создано двадцать фондов гарантий, к концу прошлого года их совокупные активы превысили три миллиарда рублей. В крупных регионах – это отдельные специализированные объекты инфраструктуры поддержки, в других регионах гарантийные фонды созданы на базе Фондов поддержки малого предпринимательства – в Удмуртии, Кировской области, Хабаровском крае, например.

 По результатам участия в федеральном конкурсе нам удалось удвоить бюджет гарантийного фонда, что позволило выдать поручительств на общую сумму – восемь с половиной миллионов рублей и привлечь более шестнадцати миллионов рублей кредитных средств на срок от трех до пяти лет. Это, конечно, не много: например, специализированный Московский фонд содействия кредитованию малого бизнеса за полтора года стал больше австрийского государственного фонда и своими гарантиями способствовал привлечению пяти миллиардов рублей в сектор малого бизнеса.

 Но для нас важнее другое – механизм создан и он действует. В этом году в соответствии с государственной целевой программой поддержки предпринимательства мы пополним его и постараемся еще привлечь федеральные средства. Интересен тот факт, что, когда мы искали банк-партнер для реализации механизма предоставления гарантий, то на наши условия согласился только один банк – Далькомбанк. Но ситуация изменилась в лучшую сторону: теперь уже не мы уговариваем банки, а они сами к нам приходят с предложениями по сотрудничеству.

 - Насколько изменилась отраслевая структура малого предпринимательства?

 - Существенных изменений не наблюдается вот уже много лет. Торговля и сфера услуг остаются наиболее распространенными отраслями в сфере малого бизнеса: на них приходится тридцать процентов от числа компаний и почти сорок четыре процента оборота всех малых предприятий. При этом доля малых предприятий в общем объеме по предприятиям оптовой торговли республики составляет почти сорок процентов. Второе место занимает строительство: в этой отрасли работают двадцать процентов малых предприятий, которые обеспечивают почти двадцать семь процентов оборота всех малых предприятий. Из общего объема отгруженных товаров, работ, услуг малыми предприятиями почти пятьдесят процентов занимали работы и услуги строительного характера, пятнадцать - операции с недвижимым имуществом, арендой и предоставлением услуг, десять - услуги транспорта и связи. Однако не менее важным является не только количественный, но качественный показатель. Иными словами для нас особое значение имеет, где появится малый бизнес. Правительством России приоритетами развития установлены здравоохранение, образование, сфера услуг и инновационный бизнес, основывающийся на новых технологиях. А это как раз те отрасли, где у нас зафиксировано предельно низкие показатели. Практически совсем отсутствует высокотехнологичный малый бизнес.

 - Устраивает ли якутских предпринимателей оказываемая сегодня государственная поддержка? И какие новые механизмы господдержки хотелось бы внедрить в будущем?

 - Именно с этого года стартовала федеральная программа государственной поддержки малого бизнеса путем предоставления регионам финансовых средств на конкретные мероприятия. За период 2005-2007 годов выделено более восьми миллиардов за счет федерального бюджета. Эти мероприятия и сформировали стандарты государственной поддержки малого бизнеса. Их немного – всего пять направлений, это создание бизнес-инкубаторов; развитие системы кредитования; поддержка экспорта, малых инновационных предприятий и региональных программ поддержки малого предпринимательства.

 Из пяти направлений Якутия активно участвует по четырем – мы пока в силу объективных причин не можем претендовать на поддержку малых инновационных предприятий. За эти годы республика привлекала в сектор малого бизнеса около пятидесяти миллионов рублей средств федерального бюджета. На эти средства в республике создан новый объект инфраструктуры поддержки малого предпринимательства - бизнес-инкубатор.

 Мы смогли в трудное и непростое время для алмазобриллиантового комплекса республики финансово поддержать малые гранильные производства, оказать финансовую поддержку сельской потребительской кооперации, удешевить предпринимателям банковские кредиты путем субсидирования процентной ставки, помочь предпринимателям заявить себя на международных выставках, сделать доступнее образовательные услуги для малого бизнеса. Кроме этого, мы смогли адресно помочь муниципальным образованиям создать новые объекты инфраструктуры поддержки – это центры малого бизнеса. Если на республиканские средства мы создавали в среднем три центра в год, то за счет увеличения из федерального бюджета в 2007 году создали пять центров. Всего в республике такие организации созданы в одиннадцати улусах. В этих центрах предпринимателям оказываются консультационные, образовательные и информационные услуги. Понимая, что эти организации не могут сразу стать окупаемыми, мы субсидируем им затраты на оказание таких услуг.

 Всего за счет реализации мероприятий государственной программы поддержки предпринимательства в 2007 году мы оказали поддержку одной тысячи двести субъектам малого предпринимательства, что составило сорок процентов от общего числа обратившихся. Остальным предпринимателям не оказана поддержка в виду недостатка средств.

 Например, в Фонд развития малого предпринимательства за кредитом и предоставлением оборудования в лизинг ежемесячно обращаются в среднем до двадцати предпринимателей, а за весь прошлый год фонд смог профинансировать только пятьдесят пять заявок. Для того, чтобы фонд смог удовлетворить потребности только малого бизнеса (без среднего) в кредитных ресурсах, необходимо дополнительное финансирование как минимум в объеме пятидесяти миллионов рублей.

 На ближайшие три года в федеральном бюджете предусмотрено более двенадцати миллиардов рублей на поддержку малого предпринимательства. Основные конкурсные условия выделения регионам средств федерального бюджета – софинансирование и соответствие стандартам государственной поддержки. Ежегодно мы добиваемся стопроцентной результативности, то есть сколько заявляем, такой же объем средств из федерального бюджета получаем. Было бы больше республиканских средств – привлекли бы больше федеральных. Несмотря на нашу явную возможность увеличить средства на господдержку малого бизнеса, бюджет республиканской программы поддержки малого предпринимательства в 2008 году на тридцать процентов меньше бюджета прошлого года.

 - Сегодня существует такое понятие, как Фонд прямых инвестиций. Насколько в Якутии актуален этот новый механизм инвестирования?

- Прямое инвестирование является самым быстрым и привлекательным способом финансовой поддержки. Для этого федеральный центр в лице Минэконмразвития России с 2008 года запускает новый проект – создание фондов прямых инвестиций в малый и средний бизнес. Такие фонды формируются по типу венчурных. Для его создания регион должен выделить двадцать пять процентов средств (не менее ста миллионов рублей). В этом случае двадцать пять процентов даст федеральный бюджет, а затем в фонд с оставшейся частью в размере пятидесяти процентов капитала входит частная управляющая компания, которая должна быть выбрана по результатам конкурса. Мы считаем, что такой проект необходим для развития малого и среднего бизнеса нашей республике. Такой фонд позволит малому и среднему бизнесу стать активным участником реализации стратегических мега-проектов.

 - Какую позицию может занять малый и средний бизнес в реализации мега-проектов?

 - Для того, чтобы сделать прорыв в вопросах развития малого и среднего бизнеса, ему необходимо уделять столько же внимания, как сейчас уделяется внимание реализации стратегических промышленных мега-проектов. Развитие предпринимательства и формирование «предпринимательского общества» должно стать одним из национальных приоритетов. Этот вопрос становится критическим в условиях, когда экономика республики стала максимально открытой в связи с реализацией глобальных промышленных мега-проектов.

 Все возрастающую роль в развитии малого и среднего предпринимательства играют муниципальные власти. Именно они основные носители политики на местах. Но сегодня многие муниципалитеты занимают фискальную политику, а другие попросту не знают, как развивать малый и средний бизнес. Нужны стандарты поддержки - это наша первоочередная задача.

 Развитие малого предпринимательства и особенно в промышленности – это сфера, где интересы государства и крупного бизнеса совпадают. Поэтому наиболее эффективным вариантом частно-государственного партнерства может стать проект, когда крупный бизнес начнет софинансировать малый и средний бизнес.

http://1sn.ru/show.php?id=23484

26.05.08 В Якутии малый бизнес является самым динамично развивающимся сектором экономики
23.05.08 IX ежегодная конференция для лизингодателей и лизингополучателей
23.05.08 Имущество, передаваемое в лизинг, учитывается на балансе лизингодателя
23.05.08 Автолизинг предоставляет выбор
22.05.08 Иностранные инвестиции в Россию в I квартале уменьшились на треть
22.05.08 Рост торговой активности на рынке рублевых облигаций
22.05.08 Ликвидные облигации разлетаются, как горячие пирожки, - Банк Москвы
21.05.08 Транспортные аутсайдеры
21.05.08 На рынке рублевых облигаций доминируют консолидационные стратегии
20.05.08 Дочерние компании Райффайзенбанка в Украине и Боснии и Герцеговине привлекают кредиты ЕБРР
<<      <  /  179  /  178  /  177  /  176  /  175  /  174  /  173  /  172  /  171  /  170  /  169  /  168  /  167  /  166  /  165  /  164  /  163  /  162  /  161  /  160  /  159  /  158  /  157  /  156  /  155  /  154  /  153  /  152  /  151  /  150  /  149  /  148  /  147  /  146  /  145  /  144  /  143  /  142  /  141  /  140  /  139  /  138  /  137  /  136  /  135  /  134  /  133  /  132  /  131  /  130  /  129  /  128  /  127  /  126  /  125  /  124  /  123  /  122  /  121  /  120  /  119  /  118  /  117  /  116  /  115  /  114  /  113  /  112  /  111  /  110  /  109  /  108  /  107  /  106  /  105  /  104  /  103  /  102  /  101  /  100  /  99  /  98  /  97  /  96  /  95  /  94  /  93  /  92  /  91  /  90  /  89  /  88  /  87  /  86  /  85  /  84  /  83  /  82  /  81  /  80  /  79  /  78  /  77  /  76  /  75  /  74  /  73  /  72  /  71  /  70  /  69  /  68  /  67  /  66  /  65  /  64  /  63  /  62  /  61  /  60  /  59  /  58  /  57  /  56  /  55  /  54  /  53  /  52  /  51  /  50  /  49  /  48  /  47  /  46  /  45  /  44  /  43  /  42  /  41  /  40  /  39  /  38  /  37  /  36  /  35  /  34  /  33  /  32  /  31  /  30  /  29  /  28  /  27  /  26  /  25  /  24  /  23  /  22  /  21  /  20  /  19  /  18  /  17  /  16  /  15  /  14  /  13  /  12  /  11  /  10  /  9  /  8  /  7  /  6  /  5  /  4  /  3  /  2  /  1  /  0  /  >      >>
Copyright © 2002—2018 Лизинговая компания «Гознак-лизинг»
Лизинговые компании, лизинг морских и речных судов, лизинг станков, лизинг серверного оборудования, лизинг автотранспорта и спецтехники, лизинг коммерческой недвижимости и др.
     Рейтинг@Mail.ru