Объединенная судостроительная корпорация
Лизинговая компания

На главнуюКарта сайта Написать письмо
Услуги
Лизинг морских и речных судов
Лизинг промышленного оборудования
Лизинг автотранспорта и спецтехники
Лизинг коммерческой недвижимости
Для клиентов
Оформление заявки
Договор лизинга
Адрес
115054, г. Москва,
ул. Щипок, д. 11, стр. 1
E-mail
info@gznleasing.ru
Телефон / Факс
Лизинг > Новости
Версия для печати

РЕГИОНАМ ДАДУТ В АРЕНДУ

 Экспансия крупных лизингодателей на региональные рынки продолжается. На войне как на войне — сильные поглощают слабых, упорные сопротивляются, но недолго. Проблемы с фондированием лизингового бизнеса, вызванные кризисом мировых рынков капитала, сделают небольших региональных операторов еще слабее и податливее.

    Лизинговый бизнес за последние годы перешел от бурного развития в столице к активной региональной экспансии. На провинциальном рынке финансовой аренды пока еще много свободных ниш и есть возможности для быстрого наращивания клиентской базы. «Неразвитость региональной инфраструктуры крупных лизинговых компаний позволяет успешно работать множеству небольших местных игроков, — объясняет партнер Группы БДО Юникон Денис Тарадов. — По мере дальнейшего развития рынка следует ожидать усиления консолидации за счет расширения присутствия крупных компаний в регионах и приобретения ими более мелких организаций». Особенно привлекательными для поглощения будут региональные компании с ликвидными портфелями и диверсифицированной клиентской базой, считает эксперт.

   Крупные федеральные лизинговые компании продолжают свое продвижение на региональные рынки, подтверждает управляющий директор компании «Райффайзен-Лизинг» Галина Костылева. К этому их подталкивает высокая конкуренция в Москве и Петербурге, а также интенсивный рост бизнеса в регионах. Региональные сделки в портфелях лизинговых компаний занимают все большую долю, отмечает Галина Костылева. По ее словам, у многих фирм региональный бизнес уже доминирует. Причем с его помощью лизингодатели, как правило, и обеспечивают основной рост всей структуры.

   Примером, подтверждающим этот тренд, может служить стратегия и тактика развития лизинговой компании «УралСиб». «Наша компания в числе первых начала освоение наиболее перспективных с экономической точки зрения регионов РФ, — рассказывает Елена Гущина, генеральный директор ЛК «УралСиб». — В прошлом году было открыто 37 новых филиалов, а всего их на территории России сейчас 71 штука плюс одна дочерняя компания в Азербайджане». Результатом реализованной стратегии регионального развития для ЛК «УралСиб» стало трехкратное увеличение объемов продаж в первом полугодии текущего года, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

   В целом можно говорить, что федеральные компании начинают доминировать на региональных рынках России, считает Галина Костылева. Ведь такие организации имеют большие возможности по финансированию, отлаженные технологии и регламенты, квалифицированные кадры, что, конечно, дает им большой запас прочности при осваивании регионов.

   Однако, как считают эксперты, количество перспективных свободных рынков в регионах сокращается. Тем не менее тенденция роста региональных сделок сохранится, полагает Александр Сухоруков, заместитель генерального директора лизинговой компании «Вейтус». Но таких темпов прироста, которыми были отмечены 2006—2007 годы, ждать не приходится.

   Эдуард Керецман, генеральный директор лизинговой компании «ТрансФин-М», подтверждает, что региональная экспансия лизинговых компаний, по сравнению с прошлым годом, существенно уменьшилась. Однако, если обстановка на финансовых рынках стабилизируется, то развитие лизингового бизнеса в регионах будет набирать обороты. Преимущественно это коснется крупных федеральных игроков, так как небольшие компании все

   еще испытывают затруднения с привлечением кредитных ресурсов, особенно в регионах, вследствие сокращения прямого кредитования банками. «В результате мы видим сложившуюся на рынке ситуацию перераспределения клиентов», — отмечает Эдуард Керецман.

   Проблемы с финансированием в лизинговой отрасли возникли из-за кризиса международных рынков капитала. Это стало еще одной причиной, по которой в текущем году региональная экспансия лизинговых компаний немного затормозилась, считает Станислав Ким, генеральный директор компании «Прогресс-Нева Лизинг». Тем не менее его кризис не пугает. В планах «Прогресс-Нева Лизинг» значится дальнейшее региональное расширение.

    Развитие поглощением

   Несмотря на то что федеральные лизингодатели продолжают активно наступать на региональные рынки, нельзя сказать, что последние достаются им без боя. Дело в том, что среди провинциальных лизингодателей достаточно сильных игроков. «Такие компании, не претендуя на всероссийский масштаб, успешно работают в отдельных регионах и округах России, — рассказывает Галина Костылева. — Предпосылками успеха для них являются хорошее знание региональных особенностей бизнеса и тесные контакты с местными клиентами». В провинции тяжелее приходится небольшим лизинговым компаниям, отмечает эксперт. Они зачастую испытывают затруднения с финансированием, из-за чего им трудно конкурировать по ставкам с более крупными игроками. Но у этих компаний есть своя ниша на рынке, считает Галина Костылева. Небольшие лизингодатели максимально ориентированы на клиентов, не стеснены рамками регламентов и готовы адаптировать сделку практически под каждого клиента.

   Однако, несмотря на вполне приемлемую устойчивость и собственную долю на рынке, региональные лизингодатели все же «продаются» более крупным операторам финансовой аренды. «Покупка крупными лизинговыми компаниями более мелких операторов рынка — абсолютно нормальное явление. Ослабление позиций последних не всегда основная причина, — считает Станислав Ким. — Напротив, таким способом крупные игроки выходят на региональные лизинговые рынки, приобретая устойчивые местные компании».

   В 2008 году прошел ряд сделок по приобретению крупными лизинговыми компаниями портфелей региональных игроков. «Региональная компания «НОМОС-Лизинг» приобрела часть портфеля хабаровской лизинговой компании «Регио-лизинг», часть портфеля «Уралинвест-лизинг» в Перми купила компания «Абсолют Лизинг», — рассказывает Станислав Ким. — «ВТБ-Лизинг» приобрел долю лизингового портфеля «Магистраль-Финанс», дочерней компании инвестбанка «КИТ Финанс».

   Это пока единичные сделки, отмечает эксперт. Поэтому все они привлекают внимание. Но в дальнейшем процесс консолидации будет нарастать, прогнозирует Станислав Ким. Ведь покупая более мелких игроков, лизинговые компании увеличивают свое присутствие в российских регионах, наращивают лизинговые портфели. Такой процесс является закономерным, считает Станислав Ким, и с развитием рынка лизинга количество подобных слияний и поглощений будет только увеличиваться.

   Галина Костылева тоже считает, что процессы слияния-поглощения лизинговых компаний только начинаются, и сейчас не носят массового характера. До последнего времени, в условиях быстрорастущего лизингового рынка, инвестору, имеющему достаточный капитал, было проще создать свою лизинговую компанию и быстро ее «раскрутить», объясняет Галина Костылева. Но постепенно лизингодатели обросли своими клиентами, подготовили квалифицированные кадры, разработали и внедрили технологии

   лизинговой деятельности. То есть игроки лизингового рынка сформировались как высокоорганизованные и высокопрофессиональные финансовые институты. Поэтому сейчас приобретение таких лизинговых компаний стало привлекательно для инвесторов, считает Галина Костылева.

   Да и обращений со стороны мелких лизинговых компаний с предложениями об их интеграции в состав более крупных профильных структур тоже стало больше, отмечает Галина Костылева. Но пока такие процессы осложнены высоким риском, который характерен для портфелей малых лизингодателей, а также их слабо проработанной договорной базой. Соответственно, процедура покупки таких компаний достаточно трудоемка и непривлекательна для крупных лизинговых фирм, считает эксперт.

    Испытание фондированием

   Кризис международных рынков капитала и недостаток ликвидности на внутреннем рынке может вывести процесс слияний и поглощений на лизинговом рынке в совсем иное русло.

   «Ощутимым результатом кризиса является одновременное сокращение и удорожание кредитных средств со стороны банков для лизингодателей и соответствующий рост стоимости лизинга для клиентов, — считает Денис Тарадов. — Это приводит лизинговые компании к необходимости самостоятельных заимствований на финансовых рынках в виде облигаций и секьюритизации портфелей, что доступно только крупным компаниям». Таким образом, кризис может стать еще одним фактором консолидации на лизинговом рынке.

   Мировой кризис отразился на состоянии экономики России, повлияв и на рынок лизинга, подтверждает Станислав Ким. По его мнению, тем или иным образом кризис затронул всех без исключения операторов рынка финансовой аренды. Многие, даже самые крупные, лизинговые компании испытывали трудности с финансированием в течение 2008 года, отмечает эксперт. Наблюдалось некоторое повышение лизинговых ставок.

   «Фондирование лизинговых сделок заметно осложнилось, сократились сроки привлечения, возросла стоимость заимствований», заметила Елена Гущина. В первую очередь это отразилось на небольших, в том числе региональных, лизинговых компаниях, которые оказались не в состоянии обеспечить фондирование сделок на прежнем уровне. Только за первое полугодие, по оценке Елены Гущиной, темпы роста рынка лизинга сократились на 15—20% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, несмотря на то что потребность в финансовой аренде постоянно растет. Структура рынка в ближайшее время начнет меняться, прогнозирует Елена Гущина: небольшие компании будут вынуждены консолидироваться, либо их поглотят или вообще заставят покинуть рынок.

   Галина Костылева также заметила, что кризис сильно повлиял на небольшие лизинговые компании. В большинстве случаев они не имеют достаточного капитала и резервов, кредитуются в ограниченном количестве и потому могут испытывать затруднения в финансировании своей лизинговой деятельности, считает эксперт.

   Но есть и другое мнение на этот счет. Станислав Ким отмечает, что пока даже мелкие лизинговые компании, которым пророчили первыми стать жертвами кризиса, продолжают функционировать, и их массового ухода с рынка не наблюдается. Хотя, возможно, это лишь вопрос времени, добавляет эксперт. Ведь лизингодатель не может одномоментно исчезнуть. Даже оказавшиеся в трудном положении лизинговые компании все равно продолжают обслуживать действующие договоры, не заключая при этом новых контрактов.

   Это вполне вероятная версия происходящего. Тем более что потребители лизинговых услуг тоже почувствовали на себе негативное действие кризиса рынков капитала. «Некоторые наши клиенты в ходе обсуждения условий заключения новых договоров, увидев ставку кредитных ресурсов, на 3—6% превышающую прошлогодний уровень, резко активизировали поиск альтернативных способов привлечения финансирования перевооружения своего производства, — рассказывает Александр Сухоруков, — но в итоге были вынуждены вновь вернуться к нашим предложениям».

    Естественный отбор

   Пусть международный кризис ликвидности и не вызовет банкротства лизингодателей, но проблемы с фондированием однозначно негативно влияют на рынок финансовой аренды.

   Для поддержания достаточности капитала простые или синдицированные кредиты получить практически невозможно, и лизинговые компании вынуждены использовать более сложные финансовые инструменты, сетует Елена Гущина. По ее мнению, страдают от этого почти все игроки рынка, а в выигрыше оказываются лишь универсальные лизинговые компании, способные привлекать ресурсы для финансирования различных сегментов лизингового бизнеса.

   Помимо универсальных компаний, кризис практически не отразился на западных лизинговых компаниях при производителях. Елена Гущина объясняет это политикой субсидирования экспортных операций на государственном уровне западными странами.

   Все остальные участники рынка значительно сильнее ощущают воздействие кризиса и вынуждены сокращать объемы финансирования, ужесточать требования к лизингополучателям и увеличивать процентные ставки.

   «В наиболее опасной ситуации находятся мелкие игроки. В первом полугодии текущего года на рынке были отмечены факты заимствований по ставкам LIBOR+10%, LIBOR+12%. Вероятно, что компании, занимающие средства по таким ставкам, находятся в состоянии глубочайшего финансового кризиса, и в ближайшее время можно ожидать их массовый уход, консолидацию или продажу более крупным игрокам», — считает Елена Гущина.

   «Перспективы лизингодателей, не зависимых от банков или крупных производителей техники, в условиях резко обмелевшего предложения по длинным ресурсам представляются достаточно скромными», — подтверждает Александр Сухоруков. Лизинговые компании, исключая организации, связанные с производителями, будут подчиняться тем же правилам, по которым сейчас играет банковское сообщество. Мелкие банки будут пытаться присоединиться к средним, а те, в свою очередь, — к более крупным. Поэтому, скорее всего, количество действующих на рынке лизинговых компаний также будет сокращаться, считает Александр Сухоруков. Ведь для лизинга нужны длинные деньги, а их может предложить лишь весьма уменьшившийся список банков.

    Безальтернативный рост

   «Рынок лизинга развивается по таким же законам, что и банковский рынок, только с лагом лет в 5—10», — считает генеральный директор ING Lease в России Аркадий Герасенко. Крупные компании становятся еще крупнее, а маленьким все труднее получать финансирование, тем более в условиях жесткого финансового кризиса. Капитализация лизинговых компаний оставляет желать лучшего, что характерно и для многих мелких банков. ЦБ не регулирует лизингодателей, и если только компания не принадлежит какой-нибудь банковской группе, на определенном этапе возникают проблемы с финансированием.

   В ближайшие полгода, а то и год, прирост нового бизнеса резко затормозится, прогнозирует Александр Сухоруков. Ведь клиенты — потенциальные лизингополучатели — должны привыкнуть к новым экономическим условиям и ставкам. Так что, лизингодателям придется побороться за клиентов. «В ближайший год сохранится ситуация конкурентной борьбы между крупными лизинговыми операторами, — прогнозирует Эдуард Керецман. — Компании будут внедрять новые программы, расширять линейку и качество услуг, ориентируясь на стандарты работы иностранных лизингодателей. Это необходимое условие сохранения своих позиций».

   Несмотря на трудности с привлечением капитала, лизинговая отрасль продолжит свое развитие, прогнозирует Станислав Ким. Скорее всего, темпы роста рынка уже не будут столь высокими, какими они были в последние годы, когда ежегодно рынок увеличивался в несколько раз. Эксперты ожидают прирост рынка на уровне 40—50%.

   Что касается регионов, то там финансовая аренда сейчас особенно активно развивается и спрос на лизинговые услуги очень высок, утверждает Станислав Ким. На региональном рынке оперируют все те же ключевые игроки отрасли, активно открывающие представительства либо приобретающие местные лизинговые компании и таким образом выходящие на рынки на местах.

   «В более отдаленной перспективе альтернативы лизингу все равно нет, и плавный рост рынка лизинговых услуг сохранится», — оптимистично заключает Александр Сухоруков.

 

http://www.profile.ru/items/?item=27042

25.09.08 РЕГИОНАМ ДАДУТ В АРЕНДУ
24.09.08 ВЭБ восстановил платежеспособность Связь-банка
23.09.08 Всякие бухгалтеры нужны
22.09.08 Лизинг поможет строить скоростную автодорогу Москва-Петербург
20.09.08 Малому бизнесу Белгородчины предоставят исключительные условия кредитования
19.09.08 Выгодное предложение городу
18.09.08 О кризисе
17.09.08 ВТБ24 - банк государственный, со здоровой структурой баланса, обладающий достаточным капиталом
16.09.08 Сельское хозяйство - судьба миллионов россиян
15.09.08 Депутаты внесли в Думу законопроект о национальной промышленной политике в РФ
<<      <  /  179  /  178  /  177  /  176  /  175  /  174  /  173  /  172  /  171  /  170  /  169  /  168  /  167  /  166  /  165  /  164  /  163  /  162  /  161  /  160  /  159  /  158  /  157  /  156  /  155  /  154  /  153  /  152  /  151  /  150  /  149  /  148  /  147  /  146  /  145  /  144  /  143  /  142  /  141  /  140  /  139  /  138  /  137  /  136  /  135  /  134  /  133  /  132  /  131  /  130  /  129  /  128  /  127  /  126  /  125  /  124  /  123  /  122  /  121  /  120  /  119  /  118  /  117  /  116  /  115  /  114  /  113  /  112  /  111  /  110  /  109  /  108  /  107  /  106  /  105  /  104  /  103  /  102  /  101  /  100  /  99  /  98  /  97  /  96  /  95  /  94  /  93  /  92  /  91  /  90  /  89  /  88  /  87  /  86  /  85  /  84  /  83  /  82  /  81  /  80  /  79  /  78  /  77  /  76  /  75  /  74  /  73  /  72  /  71  /  70  /  69  /  68  /  67  /  66  /  65  /  64  /  63  /  62  /  61  /  60  /  59  /  58  /  57  /  56  /  55  /  54  /  53  /  52  /  51  /  50  /  49  /  48  /  47  /  46  /  45  /  44  /  43  /  42  /  41  /  40  /  39  /  38  /  37  /  36  /  35  /  34  /  33  /  32  /  31  /  30  /  29  /  28  /  27  /  26  /  25  /  24  /  23  /  22  /  21  /  20  /  19  /  18  /  17  /  16  /  15  /  14  /  13  /  12  /  11  /  10  /  9  /  8  /  7  /  6  /  5  /  4  /  3  /  2  /  1  /  0  /  >      >>
Copyright © 2002—2018 Лизинговая компания «Гознак-лизинг»
Лизинговые компании, лизинг морских и речных судов, лизинг станков, лизинг серверного оборудования, лизинг автотранспорта и спецтехники, лизинг коммерческой недвижимости и др.
     Рейтинг@Mail.ru