Объединенная судостроительная корпорация
Лизинговая компания

На главнуюКарта сайта Написать письмо
Услуги
Лизинг морских и речных судов
Лизинг промышленного оборудования
Лизинг автотранспорта и спецтехники
Лизинг коммерческой недвижимости
Для клиентов
Оформление заявки
Договор лизинга
Адрес
115054, г. Москва,
ул. Щипок, д. 11, стр. 1
E-mail
info@gznleasing.ru
Телефон / Факс
Лизинг > Новости
Версия для печати

Рынок лизинговых услуг России - 2004

Аналитическое обозрение

Часть вторая
Как показали результаты проведенного мною Седьмого ежегодного аналитического обследования деятельности отечественных лизинговых компаний, стоимость заключенных в течение 2004 года и профинансированных новых договоров лизинга в Российской Федерации возросла более чем на 85%. Расширилась география проводимых сделок и номенклатура оборудования, были созданы новые рабочие места. Анализ развития отечественного лизинга позволил также выявить важные тенденции в изменении структуры рынка.

По материалам обследования была составлена группировка передаваемых предприятиям в лизинг активов (оборудование, техника, транспортные средства, недвижимость), рассчитан удельный вес каждого из видов имущества в процентах к общему итогу по новым договорам лизинга, которые были заключены и профинансированы в 2004 году.
 
Исстари транспортные средства были самыми популярными предметами арендных операций. Современный российский лизинг не является исключением. Около половины всего лизингового бизнеса в стране приходится на сделки со средствами для перевозки наземным, воздушным, водным транспортом грузов и пассажиров.
Устойчивый рост и динамичное развитие на протяжении нескольких лет демонстрирует лизинг грузового и легкового автотранспорта. Более чем три четверти российских лизингодателей (всего 95 компаний) заключали договоры на поставку своим клиентам грузовиков, самосвалов скандинавского (Volvo, Scania), немецкого, японского, американского, а также отечественного производства. В представленном рейтинге указаны 67 лизинговых компаний с объемом сделок свыше 800 тыс. долл. Причем в первой десятке находятся ведущие лизингодатели в этом сегменте рынка, у которых сумма заключенных договоров составляла от 14 до 68 млн. долл.

Из 120 участвовавших в обследовании лизинговых компаний 97 заключали договоры лизинга легковых автомобилей. Причем у 55 лизингодателей стоимость договоров превышала три четверти миллиона долларов. Наиболее крупным лизингодателем стала компания «Еuroplan», который в 2004 г. купил ведущего в прежние годы оператора рынка – «Рольф-лизинг» (фирма «Кельвин»). Однако не только крупная операция по поглощению явилась причиной успеха. В «Еuroplan» стали отрабатывать новые технологии ведения бизнеса, скоринговые методы оценки клиентов, все в большей степени привлекать более дешевые западные средства для финансирования российских лизинговых проектов, развивать контакты с поставщиками. В первую десятку входят компании с объемами от 9 до 52 млн. долл., а во вторую – от 3 до 8 млн. долл.

На многих пассажирских микроавтобусах, заполонивших улицы большинства крупных городов страны все чаще можно встретить броскую надпись, указывающую, что это собственность такой-то лизинговой компании. В этом сегменте рынка были представлены 34 компании. В нашем списке указаны те, у которых объемы превышали треть миллиона долларов. Самым крупным лизингодателем в этом сегмент е рынка на протяжении ряда лет является компания «Глобус-лизинг» (г. Санкт-Петербург), а одним из основных ее клиентов – таксомоторное предприятие «Третий парк».

Большие автобусы, которые передавались в прошлом году в лизинг, были, в основном, НЕФАЗы и Scania. В качестве лизингодателей выступили 37 компаний. В представленном списке те, у которых объемы от полумиллиона до 19 млн. долл. Соответственно, крупнейшими лизингодателями стали КАМАЗ и Автобусная лизинговая компания «Скания».

Оборудованием для автосервиса занимались 31 компания. Компания «Глобус-лизинг» за счет средств удачно привлеченных в ходе проведенной эмиссии ценных бумаг сумела профинансировать сделки с авторемонтным оборудованием на сумму более 2 млн. долл. А в первую десятку попали компании стоимость лизинговых операций которых превышала четверть миллиона долларов.

Наиболее динамично развивающимся за последние три года стал лизинг железнодорожного подвижного состава. В 2002 г. удельный вес этого сегмента рынка составлял 3,06%, в 2003 г. – 9,46%, а в 2004 г. – 22,82%.
Такой рост обусловлен целым рядом факторов. Во-первых, произошедшими изменениями в законодательстве, позволившими существенно увеличить нормы и сократить сроки амортизации на подвижной состав и сделать его с учетом ускорения с коэффициентом 3 доступным для лизингового оборота. Во-вторых, появившейся возможностью у лизинговых компаний финансировать долгосрочные сделки за счет банковских кредитов и собственных средств. В-третьих, высоким уровнем ликвидности передаваемого в лизинг имущества. В-четвертых, пониманием руководства железнодорожного транспорта выгодности и перспективности лизингового бизнеса.

В 2004 г. крупнейшим оператором стала «Русско-германская лизинговая компания». Компания «Альфа-лизинг» была второй. Причем в качестве поставщика по одному из наиболее крупных договоров «Альфа-лизинг» на сумму более 2 млрд. руб., т.е. свыше 70 млн. долл., выступало ФГУП «Уралвагонзавод», а лизингополучателем было ОАО «Российские железные дороги». По другому договору, стоимостью превышающем 18 млн. долл., поставщиком было ОАО «Азовмаш» (Украина), а лизингополучателем - транспортная компания «Новотранс». Этой же компании был поставлены сроком на 3 года вагоны, изготовленные в ОАО «Алтайвагон», по договору лизинга, стоимостью в 8,5 млн. долл., а лизингодателем по сделке выступал «УралСиб Лизинг». Вагоны-цистерны для перевозки нефтепродуктов, произведенные в ОАО «Рузхиммаш», были поставлены в лизинг на 9 лет компанией «ВКМ-Лизинг» для Дальневосточной транспортной группы. Этот же лизингодатель предоставил вагоны-цистерны для сжиженных газов Группе компаний «Титан» сроком на 5 лет. Железнодорожные вагоны–рефрежераторы для транспортной компании «НеваРефТранс» поставила по лизингу на 3 года компания «Глобус-лизинг». Полувагоны для ЗАО «Эксплуатация и ремонт вагонов и контейнеров» сроком на 5 лет передала в лизинг компания «РЕСО-Гарантия» (стоимость сделки – 4,4 млн. долл.).

Приведенные примеры свидетельствуют о том, что механизм лизинга использовали для технического перевооружения своего парка не только ОАО «РЖД», но и многие другие российские предприятия. По результатам прошлого года мне известны три десятка российских лизингодателей, которые занимались подвижным составом, 23 из них с объемами свыше полмиллиона долларов представлены в таблице 3. При этом у первых десяти стоимость сделок превышала 21 млн. долл.

Лизингом различных видов морских и речных судов занимались 13 компаний, а лизингом самолетов и вертолетов - 6. В представленный ниже список вошли те, у кого стоимость сделок была более миллиона долларов.
 
Несмотря на некоторое относительное (но не абсолютное) сокращение удельного веса лизинговых сделок в 2004 г. со средствами связи и телекоммуникаций, число операторов увеличилось. Их стало 48. Крупнейший – «РТК Лизинг». Примечательно, что стоимость заключенных договоров этой одной из ведущих российских лизинговых компаний ровно в десять раз больше, чем у лизингодателя, занимающего вторую строчку в рейтинге. Остальные отстают еще в большей степени. Наиболее крупные сделки, которые осуществила в прошлом году компания «РТК Лизинг» были поставки по лизингу для ОАО «Дальсвязь» оборудования Huawei Technologies. Стоимость этой сделки превысила 10 млн. долл., а срок договора – 5 лет. В качестве кредитора выступал Сбербанк России. Другая сделка – поставка ЗАО «Уралвестком» оборудования от «Нортел Нетворкс» сроком на 3 года. Стоимость договора – свыше 9 млн. долл. Крупную сделку, стоимостью почти в 15 млн. долл. сроком на 40 мес., заключила лизинговая компания «Инвест-Связь-Холдинг», предоставившая в лизинг ОАО «МГТС» оборудование фирмы «Медиател». Компания «Альфа-лизинг» поставляла технику для «СМАРТС» по договору лизинга, стоимость которого превышала 8 млн. долл.

В табл. 4 представлен список тех компаний, у которых стоимость заключенных договоров превысила полмиллиона долларов. Причем в первой десятке те, чьи объемы превышают 5 млн. долл.

Компьютерами и оргтехникой занималась каждая вторая лизинговая компания. Наиболее крупным оператором на протяжении многих лет является «Хьюлетт Паккрад» – лизингодатель IT оборудования. В нашем списке те, у кого профинансированные сделки были стоимостью более чем на треть миллиона долларов.

Лизинговые компании разных регионов страны были организаторами лизинговых сделок, связанных с горным оборудованием. Крупнейшим лизингодателем здесь была компания «РМБ-Лизинг» (12,5 млн. долл.). Другая московская компания «Медведь» обеспечила ЗАО «Разрез Распадский» техникой, поставленной Caterpillar/O&K. В качестве кредитора выступил Всероссийский банк развития регионов. Стоимость договора лизинга составила 5,4 млн. долл., а срок сделки – 2 года. Питерский лизингодатель - АК “ГРУЗОМОБИЛЬ” предоставил компании “Еврострой” на 4 года технику производства “Metso Minerals”. Стоимость этого договора лизинга – более 1,7 млн. долл. Московская компания “ЭКСПО-Лизинг” предоставила Покровскому руднику оборудование сроком на 3 года. Контрактная стоимость сделки – 2 млн. долл., Универсальная лизинговая компания (г. Хабаровск) передала в лизинг ОАО “Корфовский каменный карьер” технику шведской фирмы “Atlas Copko” (стоимость заключенного сторонами договора – 1 млн. долл.). Компания «Оренбурггазпромлизинг» выступила лизингодателем для ОАО «Орское карьероуправление», предоставив необходимое лизингополучателю имущество на 43 месяца (стоимость договора – 4,4 млн. долл.).
Крупнейший из участвовавших в обследовании российских лизингодателей, занимавшихся в 2004 г. геологоразведочным оборудованием (всего 6 компаний) компания “УралСиб-Лизинг” (общая сумма - свыше 22 млн. долл.) предоставила своему клиенту - фирме “Татгеофизика” оборудование, произведенное в компании Input/Output (США), в лизинг сроком на 39 месяцев. Стоимость этой сделки равнялась 7,75 млн. долл. “Глобус-лизинг” (г. Санкт-Петербург) передал буровую установку, произведенную “PVE Cranes and Services, Ltd”, лизингополучателю - строительному тресту сроком на 2,5 года. Стоимость данного договора лизинга составила 1,13 млн. долл. «Оренбурггазпромлизинг» сдал в лизинг на 3,5 года технику, произведенную компанией «МодульНефтеГазКомплект» для ОАО «Оренбурггазпром» (стоимость договора лизинга – 1,06 млн. долл.).
Лидером в нефтегазовом оборудовании была Объединенная лизинговая компания «Центр-Капитал» – свыше 60 млн. долл. Всего за несколько месяцев работы в 2004 году, один из крупнейших в стране в прошлые годы лизингодателей в секторе нефтяного, нефтедобывающего, перерабатывающего и трубопроводного оборудования - компания «ЛК Лизинг» сумела обеспечить лизингополучателей Севера и Сибири необходимым имуществом по лизинговым договорам на сумму в 22,5 млн. долл. В этом сегменте рынка в список вошли те, у кого объемы нового бизнеса превысили миллион долларов.
 
Анализ развития отечественного лизинга позволил выявить важные тенденции в изменении структуры рынка, определить наиболее крупных операторов в каждом сегменте лизинговой индустрии страны. Выяснилось, что в числе лидеров по темпам развития лизинг машиностроительного и энергетического оборудования. Доля этих секторов за прошедший год удвоилась, а в абсолютном выражении увеличение было в 3,5 раза.

В 2002 г. среди обследованных 112 лизинговых компаний 33 (т.е. 29,5%) заключили новые договоры на поставку машиностроительного и металлообрабатывающего оборудования. В следующем 2003 г. среди 121 лизингодателя 40 (33,1%) позиционировались в этом сегменте рынка, а в 2004 г. из 120 компаний их было уже 50, то есть почти 42% от числа участников нашего обследования. При этом общая стоимость договоров за последний год увеличилась с 220,6 до 281,1 млн. долл., т.е. более чем четверть.

 34 компании заключили договоры на сумму свыше полмиллиона долларов. Причем в первой десятке те, у кого от 7 до 66 млн. долл. За прошедший год машиностроительный лизинг стал все более заметно укрупняться. Об этом свидетельствуют следующие данные. Так, в 2002 году между ведущими двенадцатью компаниями были поделены почти 59% этого сегмента рынка, в 2003 году на долю первой дюжины лизингодателей приходилось уже более 73%, а в 2004 г. – почти 82% машиностроительного лизинга страны.
 
 «Альфа-лизинг» поставила своему клиенту – ОАО «ИжМашАвто» (ГК «СОК») технологическое оборудование для сборки и окраски автомобилей, произведенное рядом южно-корейских корпораций. Общая стоимость договоров лизинга составила свыше 66 млн. долл. «Глобус-лизинг» обеспечил лизингополучателей прессами, покрасочной линией, сварочной установкой. Стоимость сделок превысила 4,3 млн. долл., а срок – 36 мес. Десять различных наименований оборудования для металлообработки в рамках пятилетнего договора лизинга стоимостью 5,5 млн. долл. поставила компания «РУСТ». Токарные станки фирмы Gildemeister Drehmaschinen GmbH были предоставлены Западно-Сибирской лизинговой компанией (г. Тюмень) сроком на 70 мес. заводу «ИнТехРемонт» (стоимость лизинговой сделки 2,7 млн. долл.). Компания «ИНАЛ» обеспечила Ярославскому заводу дизельной аппаратуры металлообрабатывающий центр “POSALUX”, изготовленный швейцарской фирмой “MEF” (стоимость сделки – 1,3 млн. евро., срок договора – 3 года). Трехгодичный договор лизинга стоимостью почти в 2,5 млн. долл. заключила с ОАО “Элион” лизинговая компания “Инвест-Связь-Холдинг”. Итальянскую технологическую линию сварочного оборудования передала в лизинг своему клиенту компания “МЛК “СФГ-Лизинг” (г. Тольятти). Стоимость этой сделки превысила 1,05 млн. долл.

Первая десятка (от 1 до 155 млн. долл.) из 27 компаний, занимавшихся лизингом энергетического оборудования также представлена в табл. 6. К наиболее примечательным сделкам здесь можно отнести поставку «ИР-Лизинг» (крупнейший лизингодатель в этом сегменте рынка) оборудования, производителями которого выступили «Силовые машины» и “GENERAL ELECTRIC”, а лизингополучателями - Калининградская ТЭЦ-2, Белгородэнерго. Стоимость двух договоров лизинга составила 155,5 млн. долл., а продолжительность, соответственно, 5 и около 4 лет. Причем в качестве кредиторов выступили ВТБ и HSBC.

Гидротурбинные установки для Волжской ГЭС и Жигулевской ГЭС, произведенные ОАО «Ленинградский металлический завод» и ОАО «Силовые машины» (стоимость договоров лизинга 18 и 23,6 млн. долл., срок 61 мес.), поставила своим клиентам компания «РБ Лизинг». Этот же лизингодатель передал трансформаторы Нижегородской ГЭС, произведенные ОАО «Электрозавод» (стоимость договора лизинга 3,3 млн. долл., срок 61 мес.).

Договоры лизинга сроком на 3 и 4 года и стоимостью 2,3 млн. долл. осуществила известная питерская компания «Глобус-лизинг», а московский лизингодатель «Аленир» поставил компании «Электрощит» оборудование в лизинг на 41 мес. (цена сделки – более 600 тыс. долл.).

Количество лизинговых компаний, которые в 2004 г. заключили один и более договоров лизинга с энергетическим оборудованием, выросло по сравнению с предыдущим годом почти на четверть, и достигло 27 (в 2003 г. их было 22, а годом раньше - всего 12). При этом стоимость новых контрактов последовательно возрастала – сначала с 26,9 до 46,4, а затем до 269,4 млн. долл., то есть только за два года – в 10 раз!
Предметами лизинга сельскохозяйственной техники, как и в прошлые годы, по-прежнему были различные виды отечественных и зарубежных тракторов, комбайнов, разной направленности и мощности, используемые в различных климатических условиях во многих регионах Российской Федерации. Резко увеличилось число лизингодателей. Теперь их более тридцати. Это обстоятельство свидетельствует об экономической заинтересованности лизинговых компаний в проектах, связанных с сельхозтехникой, и, главное, о приемлемом уровне доходности и перспективности развития бизнеса, т.е. всего того, чего не было в России в аграрном секторе еще 3-4 года назад.

Ряд сделок ведущих компаний был успешно осуществлен с участием зарубежных агентств по страхованию экспортно-импортных операций. Примечательно, что примерно на 2,5 доллара государственных бюджетных средств, направленных на финансирование лизинга сельхозтехники, приходится 1 доллар, который вовлечен в лизинговый оборот крупными коммерческими операторами рынка лизинговых услуг. В первую пятерку входят компании с объемами от 11 до 383 млн. долл. Затем еще пять компаний, у которых сумма заключенных договоров - от 3 до 8 млн. долл.

 Лизинг строительного оборудования и дорожно-строительной техники в 2004 г. был достаточно динамичным. Причем, в как в одном, так и в другом сегментах рынка. Так, строительным оборудованием и техникой занимались 71 компания, а дорожно-строительной техникой – 56 компаний. Наиболее крупные проекты «тянули» на суммы во многие миллионы, а иногда и десятки миллионов долларов. Продолжительными были и сроки договоров, что также свидетельствует о повышающемся уровне развития лизинга в строительной индустрии страны.

Лидер - компания «ЛизингКом» (г. Новосибирск) обеспечила ОАО «Алтайэнерго» различными видами строительной техники сроком на 3 года (стоимость сделки – 18,5 млн. долл.). Компания «Альфа-лизинг» предоставила «Монтажному управлению 7» (подразделение Су-155) дорожно-строительную технику более чем на 11 млн. долл. Пятилетний договор лизинга с ОАО «АБЗ-1» (г. Санкт-Петербург) стоимостью свыше 8 млн. долл. на поставку оборудования для асфальтобетонного завода заключила компания «Глобус-лизинг». Лизингодателем оборудования еще для одного асфальтового завода Automatic 240 стала питерская компания «Интерлизинг» (срок договора – 3 года). Эта же компания передавала в лизинг буровую установку Junttan. Башенный кран “Flat top city” получил в лизинг на срок более 5 лет клиент компании «РМБ-Лизинг». Сделка обойдется лизингополучателю в 3 млн. долл. Компания «РУСТ» передала в лизинг на 5 лет башенные краны, строительные подъемники, изготовленные в России (стоимость договора – 6 млн. долл.), а также оборудование для асфальтобетонного завода (стоимость – около 3 млн. долл.). Башенные краны становились предметом лизинга в сделках (стоимость около 3 млн. долл.) компании «Петроконсалт». Американскую и японскую дорожно-строительную технику Caterpillar и KOMATSU для компаний “Дальмострострой” и “Дальстроймеханизация” предоставила в лизинг на 2 года “Универсальная лизинговая компания” (г. Хабаровск). Стоимость двух договоров составила около 4,5 млн. долл. Строительную технику от “Либхерр-Русланд” получило ЗАО “Моспромстрой”, а лизингодателем по сделке выступала компания “Лизинговые и финансовые услуги” (срок договора – 56 мес., стоимость – 6,5 млн. долл. Технологическое оборудование для производства железобетонных конструкций для ОАО “ГлавМосСтрой” поставила в лизинг на 41 мес. компания “Лизингбизнес” (стоимость сделки – 2,75 млн. долл.).

Новые сделки в этом сегменте рынка заключали 40 компаний. Половина из них с объемами свыше 300 тыс. долл. представлены в нашем списке. Самый крупный лизингодатель здесь – “Райффайзен-лизинг”, а у последующих девяти показатели от 1 до 3 млн. долл.
 
Значительная часть российских лизинговых компаний заключала в течение года различные по величине договоры лизинга полиграфического оборудования. Это свидетельствует о доступности бизнеса для многих хозяйствующих субъектов, высоком уровне лизингуемости данного вида оборудования, то есть его ликвидности. Последнее обстоятельство является одним из наиболее важных для лизинговых компаний при минимизации рисков в ходе проектирования и реализации лизинговых сделок.

Как показал анализ, количество лизинговых компаний, которые заключали договоры в этом сегменте рынка, за год увеличилось с 38 до 54. Лидеры – «Гознак-лизинг» и «ММБ-лизинг» давно и хорошо известны как поставщикам, так и лизингополучателям полиграфического оборудования. В первую пятерку входят компании с объемами от 5 до 15 млн. долл. Границы следующей десятки компаний - от полутора до пяти миллионов долларов.

В 2001 г. в этом сегменте рынка было заключено договоров примерно на 30 млн. долл.,; в 2002 г. – на 60 млн. долл.; в 2003 г. – почти на 67 млн. долл., а в 2004 г. – на 112 млн. долл. То есть за три года имел место почти четырехкратный рост объемов нового бизнеса. Такие темпы несколько выше динамики показателя развития всей лизинговой индустрии страны.

Наиболее популярными видами полиграфического оборудования, которые передавались в лизинг, были: оборудование для широкоформатной печати, флексопечатное, допечатное и послепачатное оборудование и др. Большим спросом в России пользуется техника концерна «HEIDELBERG», других германских фирм - «MAN Roland», «Koening & Bauer AG» (KBA), «Windmoller & Holsher», «Art-Line Handels GmbH», HGS. Также активны на нашем рынке японские фирмы «Shinohara», «Ryobi», «Sakurai Graphic Systems Corp.”, “Komori”, “Mitsubishi Co”, Adast (Чехия), Xerox Corp. (США) и др.

Однако предметами лизинга становилось и отечественное оборудование. Например, компания «ЭКСПО-лизинг» (а не «ЭСПО-лизинг», как с опечаткой было указано в «Лизинг ревю», № 2, 2005) передала в лизинг произведенную фирмой «Поливест-М» (г. Рыбинск) рулонную офсетную печатную машину для ОАО «Московские учебники» сроком на 4 года (стоимость договора – 1,86 млн. долл.).

Компания «Северная Венеция» стала лизингодателем оборудования для ОАО «ИПП «Правда Севера» и Санкт-Петербургского газетного комплекса. Сроки договоров, соответственно, 49 и 63 мес., а общая стоимость двух сделок – 3,78 млн. долл., а Иркутская компания «ТрансЛизингКом» предоставила в лизинг на 40 мес. своему клиенту – ОАО «Каменская бумажно-картонная фабрика» шведскую флексопечатную машину ЕМВА 240 (стоимость сделки – более 700 тыс. долл.).

В следующем крупном сегменте рынка мы учитывали торговое (всего 50 компаний), пищевое и холодильное оборудование (60 компаний). Эти виды имущества имеют, как правило, достаточно быстрый срок окупаемости (2-3 года). Они пользуются хорошим и постоянным спросом. Поэтому не случайно такое большое количество операторов активно занимается этими видами лизингового имущества. В список попали лизингодатели из многих регионов Российской Федерации с объемами заключенных договоров свыше 300 тыс. долл. В первую десятку лизинговых компаний, проводивших сделки с пищевым и холодильным оборудованием, включены компании, стоимость договоров которых составляла от 4 - до почти 14 млн. долл. По торговому оборудованию в первую десятку попали те, у кого объемы были в пределах от 1 до 10 млн. долл.

«Глобус-лизинг» предоставил лизингополучателям технологическое оборудование по розливу и упаковке пастеризованного пива (срок – 29 мес., стоимость сделки - 1,04 млн. долл.), а также технологическую линию по производству пельменей (3 года, 670 тыс. долл.), торговое оборудование для двух магазинов самообслуживания (3 года, 2,6 млн. долл.). Компания «РУСТ» стала лизингодателем технологической линии для производства крабовых палочек для ЗАО «Сортавальский рыбозавод» (стоимость сделки - 2,26 млн. долл., срок договора - 3 года). Оборудование для фирмы «Саракташ-молоко» предоставила в лизинг на 37 мес. компания «Оренбурггазпромлизинг». «Сибирская лизинговая компания» (г. Новосибирск) передала в лизинг на 2,5 года итальянское торговое оборудование (стоимость сделки – 1,2 млн. долл.). Линия по розливу воды фирмы «Kosme» и торговое оборудование для супермаркета стали предметами лизинга в сделках, осуществляемых “Дельта Лизинг”. Итальянское пищевое оборудование для ОАО “Петрохолод” и американское – для ОАО “Волжский пекарь” (г. Тверь) поставила по лизингу питерская компания “Северная Венеция”. Торговое оборудование для сети магазинов в Челябинске и Ярославле предоставил в лизинг на 3 года “Ярфинвест” (стоимость сделок - 2,84 млн. долл.). Лизингодателем холодильного оборудования для ЗАО «Ренлунд СПб» стала «Петербургская лизинговая компания» (срок – 37 мес., стоимость сделки – 1,06 млн. долл.).

Почти трехкратный прирост стоимости заключенных договоров лизинга имел место с оборудованием для заготовки, обработки и переработки дерева. Заметно возросло количество лизинговых компаний, которые заключавшие сделки с оборудованием для обработки дерева Так, четыре года назад, лизингодателей, которые занимались лизингом деревообрабатывающего оборудования, было всего 15, а в 2004 г. их численность достигла 49.

В состав передаваемого в лизинг лесозаготовительного и деревообрабатывающего оборудования (всего - 29 лизингодателей) входили лесовозы, трелевочная техника, оборудование для лесозаготовки, а также оборудование по первичной переработке леса (лесопилки) и др. Предметами лизинга были различные деревообрабатывающие станки, пилорамы, сушильные камеры, оборудование для производства широкоформатной фанеры, оборудование для производства мебельных профилей, оборудование для производства паркетной доски и т.д.

В список, представленный в таблице 11, попали те компании, стоимость сделок которых с лесозаготовительным оборудованием превышала 700 тыс. долл., а с деревообрабатывающим оборудованием – 500 тыс. долл.

Как правило, договоры лизинга деревообрабатывающего оборудования заключаются на 2,5 – 3 года. За этот период имущество чаще всего успевает полностью или почти полностью самортизироваться и лизингополучатели могут выкупить оборудование в собственность по минимальной остаточной стоимости. Отдельные договоры лизинга сложного деревообрабатывающиего и лесозаготовительного оборудования заключались на весьма продолжительные сроки – до 4-5 лет.

При поставках крупного дорогостоящего технологического оборудования по переработке дерева клиентам оказывают комплекс логистических услуг, нацеленных на бесперебойность товаропотоков, включая сверхсложные операции по доставке имущества лизингополучателю, стоимостью во многие миллионы долларов. В качестве примера может служить уникальная транспортная операция, проведенная компанией «Глобус-лизинг» по доставке финского оборудования для модернизации Сегежского целлюлозно-бумажного комбината. Эта же лизинговая компания предоставила в лизинг сроком на 3 года ЛФК «Бунэкс» оборудование для производства фанеры и мебельных заготовок (стоимость сделки – 3,4 млн. долл.

Другая питерская компания «ЕвроЛизинг» активно взаимодействовала с корпорацией «Илим Палп» и поставила различные виды оборудования для Усть-Илимского и Братского лесопромышленных комплексов. Компания «Авангард-лизинг» при поддержке учредившего ее одноименного банка и с участием немецкого агентства по страхованию экспортно-импортных операций «Hermes» сумела в 2004 г. получить необходимый кредит и закупить для поставки в лизинг сроком на 4,5 года технологическую линию по производству трехслойной паркетной доски «Robert Burkle GmbH” (Германия). Продавец поставил это оборудование в России фирме «Фишер Паркет Марка». Компания «Балтийский лизинг» (г. Санкт-Петербург), получив кредит Промышленно-строительного банка, приобрела оборудование для производства широкоформатной фанеры финской компании PAUTE Oyj. По сути, по лизингу был поставлен большой имущественный комплекс - завод стоимостью 7,0 млн. долл. для ОАО «Усть-Ижорский фанерный комбинат». Лизинговая компания “ЦФМ” (Вологда) предоставила в финансовый лизинг холдинговой компании “Вологодские лесопромышленники” лесозаготовительную технику и деревообрабатывающее оборудование более чем на 1,6 млн. долл.
 
Два-три года назад лизингом медицинского оборудования занимались всего несколько отечественных компаний. В 2004 году их было уже 24, половина из которых попали в список ведущих, так как объемы, заключенных ими сделок превысили 200 тыс. долл. (сумма, за которую можно, к примеру, хорошо оборудовать новый стоматологический кабинет).

Наиболее крупные сделки провели ряд компаний. Так, Московская медицинская лизинговая компания предоставила лизингополучателям - лечебным учреждениям Тульской области (стоимость сделки – 17,7 млн. долл.), Читинской области (6,6 млн. долл.), Пскова (3,4 млн. долл.) необходимое оборудование от «P.I. Eastern Europe”. Сроки договоров 3-5 лет. Компания «Глобус-лизинг» обеспечила НТФФ «Полисан» (г. Санкт-Петербург) фармацевтическим оборудованием сроком на 4 года. Стоимость сделки – свыше 8 млн. долл. Картонажную машину для упаковки лекарственных препаратов предоставила в лизинг на 3 года для ОАО «Фармацевтическая фабрика Санкт-Петербурга» лизинговая компания «Норд-Вест-Лизинг». Лизигодателем по сделке с оборудованием немецкой фирмы «MedPlan” для ООО “ОМБ” выступила хорошо развивающаяся компания “Лизинг Медицина”. Срок договора лизинга – 2 года, стоимость сделки – почти треть миллиона долларов.

Лизингом химического оборудования занимались 18 компаний, но только первая пятерка из них заключила договоров на сумму более чем на 1 млн. д. В таблице 12 указаны лизинговые компании с объемами свыше трех четвертей миллиона долларов. В этом сегменте наблюдалась очень большая дифференциация лизингодателей. Лидер – «Русско-германская лизинговая компания» имела показатель, соответствующий 53,75 млн. дол.
 
Стоимость сделок с лизингом классической недвижимости – зданиями и сооружениями растет. Только за последний год сумма этих операций увеличилась с 16 до 43 млн. долл., т.е. более чем в 2,5 раза. Вместе с тем данный сегмент российского рынка лизинговых услуг развит, пока, очень слабо, так как по-прежнему остаются еще проблемы, связанные с продолжительными 30-40 лет сроками амортизации, когда использование коэффициента ускорения, равного трем, все равно не решает в полной мере вопросов согласования срока договора и амортизации имущества (получить кредит на 10-13 лет практически невозможно); оборотом земель, на которых находятся объекты недвижимости; стоимостью нотариальной подписи. Правда, последние корректировки закона о нотариате, принятые в конце 2004 г., ослабили проблему залога имущества при проведении подобных лизинговых операций.

Так, 13 компаний (-всего их было в 2004 г. 19) заключили договоры лизинга зданий и сооружений на сумму свыше полумиллиона долларов. В первую пятерку входят лизингодатели с объемами свыше 2 - до 14,5 млн. долл.

 В следующем номере нашего журнала мы подробно рассмотрим региональную структуру рынка лизинговых услуг России.
(продолжение следует)
 
Газман В.Д.,
профессор Высшей школы экономики
http://www.delpressa.ru/leasing/news.html
29.07.2005
29.07.05 Рынок лизинговых услуг России - 2004
27.07.05 Внешторгбанк к 2008-2009гг. планирует увеличить портфель кредитования малого бизнеса
22.07.05 Споткнувшись о таможню
22.07.05 Мнение читателя. Лизинговая вариантность
22.07.05 Электронный паспорт станет самым крупным ИТ-проектом в России
20.07.05 Международный банк Санкт-Петербурга профинансировал лизинговую сделку
20.07.05 ОАО РЖД потратит 1,2 млрд долларов
20.07.05 Гознак ищет материалы для новых загранпаспортов
20.07.05 Федеральный закон от 18 июля 2005 г. N 90-ФЗ
20.07.05 Как лизингодателю зачесть НДС
<<      <  /  180  /  179  /  178  /  177  /  176  /  175  /  174  /  173  /  172  /  171  /  170  /  169  /  168  /  167  /  166  /  165  /  164  /  163  /  162  /  161  /  160  /  159  /  158  /  157  /  156  /  155  /  154  /  153  /  152  /  151  /  150  /  149  /  148  /  147  /  146  /  145  /  144  /  143  /  142  /  141  /  140  /  139  /  138  /  137  /  136  /  135  /  134  /  133  /  132  /  131  /  130  /  129  /  128  /  127  /  126  /  125  /  124  /  123  /  122  /  121  /  120  /  119  /  118  /  117  /  116  /  115  /  114  /  113  /  112  /  111  /  110  /  109  /  108  /  107  /  106  /  105  /  104  /  103  /  102  /  101  /  100  /  99  /  98  /  97  /  96  /  95  /  94  /  93  /  92  /  91  /  90  /  89  /  88  /  87  /  86  /  85  /  84  /  83  /  82  /  81  /  80  /  79  /  78  /  77  /  76  /  75  /  74  /  73  /  72  /  71  /  70  /  69  /  68  /  67  /  66  /  65  /  64  /  63  /  62  /  61  /  60  /  59  /  58  /  57  /  56  /  55  /  54  /  53  /  52  /  51  /  50  /  49  /  48  /  47  /  46  /  45  /  44  /  43  /  42  /  41  /  40  /  39  /  38  /  37  /  36  /  35  /  34  /  33  /  32  /  31  /  30  /  29  /  28  /  27  /  26  /  25  /  24  /  23  /  22  /  21  /  20  /  19  /  18  /  17  /  16  /  15  /  14  /  13  /  12  /  11  /  10  /  9  /  8  /  7  /  6  /  5  /  4  /  3  /  2  /  1  /  0  /  >      >>
Copyright © 2002—2018 Лизинговая компания «Гознак-лизинг»
Лизинговые компании, лизинг морских и речных судов, лизинг станков, лизинг серверного оборудования, лизинг автотранспорта и спецтехники, лизинг коммерческой недвижимости и др.
     Рейтинг@Mail.ru