Объединенная судостроительная корпорация
Лизинговая компания

На главнуюКарта сайта Написать письмо
Услуги
Лизинг морских и речных судов
Лизинг промышленного оборудования
Лизинг автотранспорта и спецтехники
Лизинг коммерческой недвижимости
Для клиентов
Оформление заявки
Договор лизинга
Адрес
115054, г. Москва,
ул. Щипок, д. 11, стр. 1
E-mail
info@gznleasing.ru
Телефон / Факс
Лизинг > Новости
Версия для печати

Аренда успеха

Темпам роста лизинговой отрасли мог бы позавидовать любой бизнес. В прошедшем году объемы рынка лизинговых сделок увеличились в 1,6-1,8 раза, а рынок взял планку в $5 млрд. И продолжает интенсивно расти. Лизинговые компании констатируют значительное увеличение своих портфелей как по числу, так и по общему объему профинансированных сделок. И эксперты прогнозируют еще более интенсивное развитие лизинговой индустриив текущем году.

В ожидании новых клиентов

На протяжении трех последних лет рынок лизинга ежегодно растет на 60-70%. Точные итоги 2004 года пока неизвестны, но предварительные данные компаний показывают, что он не станет исключением. Например, компания Europlan за прошедший год «выросла» более чем вдвое, и на сегодня ее активы составляют около $100 млн. В портфеле компании сейчас около 4 тысяч сделок. «В течение 2004 г. компанией было реализовано около 40 новых крупных лизинговых проектов на общую сумму более $208 млн, — рассказывает Дмитрий Кожевников, генеральный директор „Альфа-Лизинга“. — Таким образом, объемные показатели бизнеса выросли более чем в 1,9 раза. В 2005 г. запланирован дальнейший рост, который должен привести к дополнительному увеличению портфеля до 600 млн долл. США, то есть в 1,7 раза». Транскредитбанк направил на реализацию лизинговых проектов более 4 млрд рублей и планирует на текущий год прирост ссудного портфеля еще на 8-9 млрд.

Компания «Центр-Капитал» заключила сделок на сумму более $150 млн. Портфель сделок «Внешлизинга» вырос в 4,5 раза, департамента лизинга «КамАЗа» — в 2 раза. «В 2004 г. объем заключенных „Лизинговой компанией УралСиб“ договоров составил $160 млн, что на 60% превышает показатели предыдущего года, — говорит Дмитрий Шицле, руководитель блока проектного финансирования, лизинга и авансирования золотодобычи. — По нашим оценкам, такие темпы развития лизинговой отрасли сохранятся в долгосрочной перспективе».

Во многих компаниях считают, что текущий рост лизингового рынка будет еще более интенсивным. Так, «Внешлизинг» собирается увеличить портфель сделок еще в 2,5-3 раза. «КамАЗ» и «Авангард-Лизинг» планируют рост объемов в 1,5 раза. В «Лизинг-СДМ» прогнозируют рост числа и объема сделок на 20%.

Преимущества лизинга стали очевидными

Аналитики называют несколько причин растущей популярности лизинга. Одна из них — рост заинтересованности поставщиков оборудования. «Поставщики стали активнее прибегать к лизингу как эффективному инструменту продвижения собственных товаров на рынке, — говорит Дмитрий Кожевников. — В связи с этим улучшилось „взаимопонимание“ между поставщиками и лизинговыми компаниями: увеличилось число совместных проектов, улучшились условия приобретения оборудования, в том числе в части расчетов, поставщики стали более активно разделять риски с лизинговыми компаниями».

Кроме того, преимущества лизинга очевидны для всех. Если раньше компании находили своих клиентов через производителей оборудования, то теперь сами клиенты приходят с просьбой подобрать поставщика. «Чтобы конкурировать с импортной продукцией, отечественным фирмам приходится переходить на выпуск товара, отвечающего определенным требованиям и стандартам качества, — объясняет Николай Зиновьев, президент компании Europlan. — И с каждым днем эти требования повышаются. Все это движет за собой обновление основных фондов, закупку техники, оборудования».

На рынке заметно активизировались лизинговые компании, принадлежащие иностранным банкам. Лизинг стал активнее работать в регионах. Например, «Внешлизинг» около 40% сделок заключил с региональными предприятиями. Многие компании стали переходить от индивидуального к массовому обслуживанию. По свидетельству экспертов, основной тенденцией 2004 года стало заметное увеличение доли малых и средних предприятий среди клиентов лизинговых компаний. «Крупные клиенты нашей компании, которые давали стабильный прирост лизингового портфеля, в целом удовлетворили свои потребности в основных средствах, — свидетельствует Сергей Кондаков, директор департамента развития бизнеса „Объединенной лизинговой компании Центр-Капитал“. — И сегодня наш ориентир — это активно развивающийся сегмент малого и среднего бизнеса, где услуга лизинга наиболее востребованна».

Все это приводит к росту количественного присутствия лизинга в России. Но существуют и качественные изменения, которые также ведут к развитию отрасли.

Финансовая аренда дешевеет

За год на рынке снизились стоимость услуг и требования к лизингополучателям, стала проще процедура заключения сделки, появились новые программы. Снизилась налоговая нагрузка при проведении сделок международного лизинга.

«К концу 2004 года существенно снизились процентные ставки по лизинговым операциям, увеличились сроки финансирования, — говорит Ольга Размахова, генеральный директор компании Росевролизинг. — Размер авансовых платежей по договорам лизинга стабильно снижается, возможны варианты, когда авансовый платеж составляет всего 10%, в отдельных случаях рассматриваются проекты без авансирования».

На самом деле произошло снижение стоимости ресурсов, предоставляемых лизинговым компаниям, к тому же многие из них вышли на западные рынки капитала, что привело к общему удешевлению лизинга для клиентов и увеличению сроков финансирования. По свидетельству специалистов «КамАЗа», среднегодовоеудорожание по договорам лизинга в большинстве случаев теперь составляет 7,9-8%. На рынке появились компании, предлагающие оборудование в лизинг со среднегодовым удорожанием 4%. Сроки по договорам автолизинга увеличились до 3 лет, оборудования — до 5 и даже 7 лет (Транскредитбанк, «Авангард-Лизинг»).

«20% сделок, реализованных „Лизинговой компании УралСиб“, — это договоры лизинга со сроком до 5 лет и удорожанием от 5,5% в валюте, — рассказывает Дмитрий Шицле. — Такие льготные условия для клиентов компания обеспечивает по импортным поставкам оборудования и транспорта». Транскредитбанк и «Авангард-Лизинг» предлагают финансирование до 7 лет.

Удешевление продукта и разворот в сторону малого и среднего бизнеса не замедлили сказаться на количестве сделок. Если 3-4 года назад лизинговое финансирование получал каждый десятый обратившийся клиент, то сейчас — каждый второй.

Главный объект сделок — транспорт

И больше всего сделок приходится на лизинг транспорта — грузового, легкового и железнодорожного. «Максимальный объем по заключенным договорам приходится на транспортные средства, — говорит Иван Меден, заместитель генерального директора компании „Внешлизинг“. — Тройка лидеров выглядит так: подвижной железнодорожный состав, грузовая автотехника и производственное оборудование». На «КамАЗе» — автомобили «КамАЗ», машиностроительное, металлообрабатывающее оборудование, автобусы и легковые машины. Отраслевая тройка лидеров в «Альфа-Лизинге» — ж/д транспорт, автомобилестроение, строительство. Транскредитбанк также в основномфинансирует лизинг ж/д транспорта. На последующих местах — лизинг самолетов, судов, автотранспорта, оборудования для машиностроения, нефтехимической отрасли. «Перспективным направлением признан лизинг оборудования для обновления основных фондов предприятий энергетики», — говорит Дмитрий Кашлаков, вице-президент Транскредитбанка.

Специалисты отмечают возросшую долю лизинга в строительной отрасли и пищевой промышленности. В портфеле «Лизинг-СДМ» лидируют строительная техника (42%), технологическое оборудование (32%), легковые автомобили (22%). «Лизинговая компания УралСиб» больше всего сделок заключила с предприятиями торговли и сферы услуг, транспортными и строительными компаниями. А наибольший удельный вес в портфеле компании занимают крупно- и малотоннажный транспорт, высокотехнологичное оборудование для текстильной, пищевой и деревообрабатывающей промышленности.

Для компании «Центр-Капитал» в минувшем году наиболее успешным оказалось сотрудничество с предприятиями энергетической, нефтеперерабатывающей и нефтедобывающей отраслей, с предприятиями пищевой промышленности и машиностроения. А вот такой топ-лист предоставила универсальная компания Europlan: автотранспорт, оборудование для оптовой и розничной торговли, оборудование для производства продуктов питания и напитков, металлообрабатывающее оборудование.

Запад нам поможет

Основной проблемой российского лизинга в 2004 году эксперты называли отсутствие на рынке «длинных» денег. Для ее решения компаниям необходимо было выйти на западные рынки капитала. И, похоже, российский лизинг с этой задачей справился. Так, совокупный объем кредитных линий зарубежных банков на Транскредитбанк — с учетом кредитования под гарантии экспортных кредитных агентств — в настоящее время превысил $250 млн, увеличившись за год более чем в 2 раза. Более 70% портфеля «Альфа-Лизинга» составляют сделки, профинансированные «с использованием внешних источников», в том числе за счет кредитов, привлекаемых под гарантии экспортно-кредитных агентств. За счет западных денег профинансирована значительная часть портфеля «Внешлизинга». «Не менее 70% договоров лизинга сегодня заключается с участием международных кредитно-экспортных агентств и привлечением западного финансирования, — подтверждает Александр Кожевников, генеральный директор компании „Авангард-Лизинг“. — Это позволяет предлагать нашим клиентам длинные деньги по ставкам ниже сложившихся на российском рынке».

Лизинговые компании начинают финансировать малый и средний бизнес

Отсутствие источников финансирования — одна из главных проблем, сдерживающих развитие малого и среднего бизнеса. Доступ к банковским кредитам для небольших предприятий, как правило, закрыт: банки пока только начинают разворачивать программы кредитования малого и среднего бизнеса. Единственным источником средств для развития небольших компаний в подавляющем большинстве случаев остаются собственные деньги или займы у знакомых. Но «неформальное кредитование», как правило, стоит 10% в месяц при рыночных ставках 10-15% годовых. Решить эту проблему обещает лизинг.

Начало большого романа

В последнее время у малого и среднего бизнеса появилась возможность развиваться не только за счет собственных средств. На небольшие предприятия обратил свой взор лизинг. С малым бизнесом активнее стали работать универсальные лизинговые компании. Например, в компании Europlan сейчас 70% клиентов — предприятия малого и среднего бизнеса с числом сотрудников менее 250. Планы выхода в массовый лизинг вынашивают и компании, пока работающие только с крупными сделками — от полумиллиона долларов. Это, например, «Альфа-Лизинг». Но бурного романа между лизингом и небольшими фирмами пока не происходит.

И дело здесь не в самом малом бизнесе с его непрозрачностью, серыми схемами работы, отсутствием обеспечения и другими проблемами. Наоборот, по признанию лизинговых фирм, сейчас наблюдается значительная легализация малого и среднего бизнеса. Дело в специфических требованиях финансирующих институтов.

«Большинство лизинговых компаний не могут работать по мелким сделкам, потому что для этого у них должны быть соответствующие источники финансирования, позволяющие им это делать, — говорит Николай Зиновьев, президент компании Europlan. — Банки и западные структуры, как правило, финансируя наши лизинговые компании, предъявляют определенные требования к обеспечению сделок и какую-то мелочевку брать в залог не будут».

И все же решение нашлось. «Мы решили проблему так, — продолжает Николай Зиновьев. — Сначала используем собственные средства и краткосрочные кредиты для финансирования сделок, затем объединяем их в пул и рефинансируем на Западе. За счет этого механизма мы можем работать с малым и средним бизнесом».

Быстро и технологично

Вторая проблема — специфические требования самого рынка «малого» финансирования. Малый бизнес требует быстрого решения своих финансовых проблем, для него вопрос цены существует, но стоит на втором месте. Самое главное — быстрота, технологичность и желание работать с любыми суммами.

«Как правило, малое и микрофинансирование должно осуществляться в очень сжатые сроки — между предоставлением полного пакета документов, заключением договора лизинга, оплатой поставок и получением лизингового имущества должно пройти два, максимум пять дней, и требования к клиенту должны быть менее жесткими», — считает Ольга Рахманова, генеральный директор компании «РосЕвролизинг».

Но пока специальных технологий для работы с малым и средним бизнесом в большинстве лизинговых компаний нет. Процедура принятия решения стандартная и одинакова для крупных и мелких клиентов. Два-три дня занимает предварительный этап — анализ заявки и вынесение решения о возможности дальнейшей работы. Большая часть времени уходит на анализ финансового состояния, правоспособности клиента, проработку и согласование условий сделки. На все про все обычно уходит две-три недели.

Неохотно лизинговые компании идут на снижение минимальных сумм сделок — в большинстве компаний они не менее $50 тыс. (если не брать в расчет программы автолизинга). То есть, как правило, небольшим предприятиям просто предлагается более дорогой продукт (обычно на 1-2%) с большим авансовым платежом (от 30%).

Но небольшим фирмам выбирать не приходится, поскольку лизинг для них сегодня чуть ли не единственный способ получения финансирования на перевооружение производства. И даже такой жесткий лизинг для них обычно выгоднее других способов финансирования — в частности, банковского кредита.

Кстати, предлагается этот способ далеко не всем. Финансирование получают компании с операционной историей больше года, с первоначальной (хотя бы крошечной) историей успеха, сильным менеджментом и пониманием того, как будет развиваться бизнес, с устойчивым финансовым положением и предлагающие проект в рамках своей основной деятельности.

Выбирать не приходится

Почему же именно лизинг выгоден малому и среднему бизнесу? В первую очередь потому, что такие инвестиции проще получить. У лизинговых компаний не существует банковских лимитов на одного заемщика, они не обязаны создавать по высокорисковым сделкам стопроцентные резервы и т.п. Поэтому лизинговые сделки могут быть любыми по размеру и заключаться на более длительные сроки (обычно до 5 лет) с клиентами, не имеющими ни залога, ни кредитной истории. Для малого бизнеса, который в основном работает на арендованном оборудовании и ценного имущества для залога не имеет, это очень важно. К тому же для клиента лизинговая операция менее рискованна, чем банковский заем. Отказ от выполнения своих договорных обязательств в первом случае может привести только к потере оборудования, а во втором — к потере всего имущества, а иногда и к банкротству.

И наконец, налоговые льготы. В отличие от платежей по кредиту, все лизинговые платежи относятся на себестоимость. К тому же на имущество, переданное в лизинг, разрешено начислять ускоренную амортизацию (с коэффициентом 3). А это уменьшает налогооблагаемую прибыль и налог на имущество. В сумме лизинг «выигрывает» у банковского кредита не менее 15%. Хотя для «малых» клиентов и экономия средств, видимо, будет несколько меньше.

Источник: Известия 29 03 Ольга Заславская
03.11.2005
www.leasinginfo.ru

03.11.05 Аренда успеха
02.11.05 Успешный год лизинга
02.11.05 Выкупная стоимость. Точка зрения судей
02.11.05 Закон, которым довольны
01.11.05 Минтранс РФ разработал схему лизинга технического флота
01.11.05 Страны СНГ создают корпорацию по лизингу сельскохозяйственной техники
01.11.05 До конца года Архэнерго приобретет 21 единицу спецтехники по лизингу
31.10.05 Лизинг против автопрома
28.10.05 Тернистый путь
28.10.05 Несколько советов по использованию лизинга
<<      <  /  178  /  177  /  176  /  175  /  174  /  173  /  172  /  171  /  170  /  169  /  168  /  167  /  166  /  165  /  164  /  163  /  162  /  161  /  160  /  159  /  158  /  157  /  156  /  155  /  154  /  153  /  152  /  151  /  150  /  149  /  148  /  147  /  146  /  145  /  144  /  143  /  142  /  141  /  140  /  139  /  138  /  137  /  136  /  135  /  134  /  133  /  132  /  131  /  130  /  129  /  128  /  127  /  126  /  125  /  124  /  123  /  122  /  121  /  120  /  119  /  118  /  117  /  116  /  115  /  114  /  113  /  112  /  111  /  110  /  109  /  108  /  107  /  106  /  105  /  104  /  103  /  102  /  101  /  100  /  99  /  98  /  97  /  96  /  95  /  94  /  93  /  92  /  91  /  90  /  89  /  88  /  87  /  86  /  85  /  84  /  83  /  82  /  81  /  80  /  79  /  78  /  77  /  76  /  75  /  74  /  73  /  72  /  71  /  70  /  69  /  68  /  67  /  66  /  65  /  64  /  63  /  62  /  61  /  60  /  59  /  58  /  57  /  56  /  55  /  54  /  53  /  52  /  51  /  50  /  49  /  48  /  47  /  46  /  45  /  44  /  43  /  42  /  41  /  40  /  39  /  38  /  37  /  36  /  35  /  34  /  33  /  32  /  31  /  30  /  29  /  28  /  27  /  26  /  25  /  24  /  23  /  22  /  21  /  20  /  19  /  18  /  17  /  16  /  15  /  14  /  13  /  12  /  11  /  10  /  9  /  8  /  7  /  6  /  5  /  4  /  3  /  2  /  1  /  0  /  >      >>
Copyright © 2002—2016 Лизинговая компания «Гознак-лизинг»
Лизинговые компании, лизинг морских и речных судов, лизинг станков, лизинг серверного оборудования, лизинг автотранспорта и спецтехники, лизинг коммерческой недвижимости и др.
     Рейтинг@Mail.ru