Объединенная судостроительная корпорация
Лизинговая компания

На главнуюКарта сайта Написать письмо
Услуги
Лизинг морских и речных судов
Лизинг промышленного оборудования
Лизинг автотранспорта и спецтехники
Лизинг коммерческой недвижимости
Для клиентов
Оформление заявки
Договор лизинга
Адрес
115054, г. Москва,
ул. Щипок, д. 11, стр. 1
E-mail
info@gznleasing.ru
Телефон / Факс
Лизинг > Новости
Версия для печати

Если попытаться проанализировать...

Большинство лизинговых компаний в процессе становления своей деятельности неизбежно сталкиваются с проблемой выбора приемлемого для себя метода расчета лизинговых платежей. «Первая Лизинговая Компания» (г. Тверь) не стала исключением, но в процессе решения задачи не только провела собственный анализ существующих методик, но и предложила свой оригинальный алгоритм расчета. Рассказать о нем на страницах «ЛР» мы попросили экономиста компании В. В. Петроченко.

Известно, что на сегодняшний день существует около десяти методов расчета лизинговых платежей. Друг от друга они отличаются прежде всего выбором базы для расчетов, способом начисления налогов и решением по линейности графиков платежей. Удивительно, но факт: оказалось, что при совершенно одинаковых исходных данных они дают разные результаты (?!). Специалисты нашей компании попытались провести анализ этих методик, используя простейший способ — проверку на соответствие основным требованиям, которые мы предъявляем к качеству подобной работы: объективность, адекватность, нейтральность. Вывод, к сожалению, оказался весьма неутешительным, более 70% предлагаемых методик не выдержали даже такого элементарного тестирования. Кстати, большинство методов очень быстро обнаруживали свою несостоятельность, если в процессе проверки в качестве стандартного условия при соблюдении прочих стандартов закладывался срок лизинга, равный нулю. В том случае, если в итоге коэффициент удорожания отличался от единицы, данный метод расчетов как минимум вызывал у нас серьезные сомнения, так как результат просто не соответствовал логике.

Что же касается Методических рекомендаций по расчету лизинговых платежей, разработанных Министерством экономики РФ (16 апреля 1996 г.), то их применение в реальной практике, на наш взгляд, можно сегодня рекомендовать только тем компаниям, которые склонны к самобичеванию, так как ничего хорошего от их применения при всем старании просто не получается.

Конечно, описанный ниже метод, который мы применяем, не претендует на звание универсального или более правильного, чем другие. Единственное его отличие от широко известных и популярных заключается в том, что он просто максимально приближен к российской реальности и в полной мере учитывает современные отечественные особенности бухучета и налогообложения.

С чего мы начали?

Прежде всего мы выбрали для себя критерии оценки, которым должен отвечать метод, а именно:

налоги, учитываемые при расчете, должны начисляться в соответствии с их сущностью и действующим законодательством;

метод должен давать адекватные результаты на всем диапазоне значений первоначальных данных;

должны правильно учитываются кредитные линии и маржа лизинговой компании;

рассчитываемое вознаграждение лизинговой компании до налогообложения должно соответствовать реально получаемой сумме.

Далее мы предприняли несколько шагов, которые в итоге дали желаемый результат. Опишем их по порядку.

Шаг первый — База для расчетов

Единственно правильным выбором является уменьшаемый остаток кредита банка, ведь в общем случае лизинговая компания работает именно на привлеченных ресурсах, за которые необходимо платить. Некоторые авторы выбирают для своих расчетов балансовую стоимость имущества, аргументируя это тем, что начисляемая амортизация является расходами компании. Но этот аргумент действует только до тех пор, пока имущество отражается на балансе лизингодателя. Когда же имущество находится на балансе лизингополучателя, данный расчет теряет смысл. Собственно, именно это и имелось в виду, когда говорилось об адекватности и нейтральности методов.

Шаг второй — Проценты за кредит и маржа лизинговой компании

Тут все достаточно просто. Определив базу, ежемесячно (а можно и ежедневно), начисляем проценты и рассчитываем маржу. Подводных камней тут практически нет, однако необходимо решить, стоит ли проводить начисления на величину вносимого лизингополучателем аванса. Известно, что некоторые не очень добросовестные компании практикуют такого рода комиссии, но, на наш взгляд, это противоречит сущности лизинга. Потому что убеждены: аванс является, во-первых, показателем мгновенной платежеспособности лизингополучателя и, во-вторых, реализацией схемы, при которой лизинговая компания подстраховывается от неполучения вознаграждения, в случае неплатежеспособности клиента и изъятии имущества, передаваемого в лизинг. Однако аванс никоим образом не может являться базой для получения каких-либо комиссий, так как не является привлекаемым финансовым инструментом.

Шаг третий — Сопутствующие расходы

Наиболее типичными расходами, включаемыми в лизинговые платежи, являются транспортный налог, налог на имущество (несмотря на то, что в настоящий момент имущество, отражаемое на 03 счете, не облагается налогом на имущество), таможенные расходы и так далее.

Тут тоже все достаточно просто, т.к. база для каждого налога и метод его начисления регламентированны НК РФ. Нюанс, на который есть смысл обратить внимание, — это налог на имущество при аннуитете лизинговых платежей. На наш взгляд, целесообразнее первоначально рассчитать сумму налога за весь срок договора лизинга, а затем уже рассчитывать его аннуитет.

Шаг четвертый — Налог на добавленную стоимость

Вот тут, как правило, и начинаются разночтения. Многие авторы, особо не утруждаясь, выбирают один из двух методов: либо просто начисляют НДС на сумму кредита, либо, суммировав все составляющие, начисляют НДС сверху. Но и то и другое является неверным, причем ошибка может быть как в пользу лизингодателя, так и в пользу лизингополучателя. Совершенно очевидно, что такое положение дел не может устраивать ни первого ни последнего, т.к. первый — лизинговая компания как минимум должна знать, насколько эффективно работают средства, чтобы делать грамотное бюджетирование. А второй — лизингополучатель должен четко представлять себе экономические последствия проведенной сделки. Но мы не будем здесь углубляться в анализ ошибок указанных методов (это может стать темой другой статьи), а просто расскажем, как мы для себя решили эту проблему.

Укажем только, что весь смысл нашего подхода заключается в том, что необходимо последовательно на каждый элемент начислять НДС в процессе расчетов, а затем складывать все в лизинговый платеж.

Принципиальным в этом случае является то, что нельзя начислять НДС на аванс и часть лизингового платежа, идущую на гашение займа (только займа, а не процентов по нему), т. к. НДС в данном размере мы получаем к возмещению из бюджета при приобретении имущества, передаваемого в лизинг, а два раза получать одну и ту же сумму, конечно, выгодно, но сильно изменяет реальную картину.

К тому же фактически НДС — это налог, который должны платить конечные покупатели за продукцию или услугу. В нашем случае услугой является предоставление финансового инструмента, соответственно, НДС должен начисляться только на ее себестоимость и маржу компании, но никак не на сумму кредита.

Все остальные составляющие платежа, включая проценты за пользование заемными средствами, облагаются в стандартном порядке. После чего складываем все составляющие и получаем лизинговый платеж, включая НДС.

Таким образом, в результате, после получения НДС из бюджета или приняв его к зачету в качестве маржи лизинговой компании, мы получаем сумму, заложенную при расчетах, а не меньшую или большую, как, к сожалению, случается при иных методиках.

Пример

Лизинговая компания передает в лизинг оборудование стоимостью 100 000 рублей (в т. ч. НДС: 15 254 рубля). Для чего привлекается кредит под 10% годовых в размере 100 000 рублей. Аванс не вносится. Тогда расчет платежей выглядит следующим образом. Маржа компании 5%.

На первый взгляд кажется, что в расчеты вкралась ошибка, т. к. размер НДС при расчетах (начисляемый на проценты по займу и маржу компании) равен 1502 рубля, а к уплате 16 756 рублей. Но как раз тут и необходимо вспомнить о НДС к возмещению. Получаем: 16 756-15 254=1502. Что подтверждает правильность метода.

17.12.2005
www.delpressa.ru

17.12.05 Если попытаться проанализировать...
17.12.05 Самурайский меч или самая популярная одноножевая резальная машина в Японии
17.12.05 У лизинга большое будущее
16.12.05 Законодательство. Как пользоваться лизингом
16.12.05 Презентация первого в России и странах СНГ учебного класса Prinect Center
15.12.05 Время перемен. Рейтинг лизинговых компаний
14.12.05 Доставка и монтаж предмета лизинга
13.12.05 Мнение читателя. Лизинг для прибыли - оформление соглашения сторон
13.12.05 Лизинг пошел в глубинку. В Москве и Петербурге ему уже тесно
06.12.05 Что ждет рынок финансовой аренды
<<      <  /  176  /  175  /  174  /  173  /  172  /  171  /  170  /  169  /  168  /  167  /  166  /  165  /  164  /  163  /  162  /  161  /  160  /  159  /  158  /  157  /  156  /  155  /  154  /  153  /  152  /  151  /  150  /  149  /  148  /  147  /  146  /  145  /  144  /  143  /  142  /  141  /  140  /  139  /  138  /  137  /  136  /  135  /  134  /  133  /  132  /  131  /  130  /  129  /  128  /  127  /  126  /  125  /  124  /  123  /  122  /  121  /  120  /  119  /  118  /  117  /  116  /  115  /  114  /  113  /  112  /  111  /  110  /  109  /  108  /  107  /  106  /  105  /  104  /  103  /  102  /  101  /  100  /  99  /  98  /  97  /  96  /  95  /  94  /  93  /  92  /  91  /  90  /  89  /  88  /  87  /  86  /  85  /  84  /  83  /  82  /  81  /  80  /  79  /  78  /  77  /  76  /  75  /  74  /  73  /  72  /  71  /  70  /  69  /  68  /  67  /  66  /  65  /  64  /  63  /  62  /  61  /  60  /  59  /  58  /  57  /  56  /  55  /  54  /  53  /  52  /  51  /  50  /  49  /  48  /  47  /  46  /  45  /  44  /  43  /  42  /  41  /  40  /  39  /  38  /  37  /  36  /  35  /  34  /  33  /  32  /  31  /  30  /  29  /  28  /  27  /  26  /  25  /  24  /  23  /  22  /  21  /  20  /  19  /  18  /  17  /  16  /  15  /  14  /  13  /  12  /  11  /  10  /  9  /  8  /  7  /  6  /  5  /  4  /  3  /  2  /  1  /  0  /  >      >>
Copyright © 2002—2016 Лизинговая компания «Гознак-лизинг»
Лизинговые компании, лизинг морских и речных судов, лизинг станков, лизинг серверного оборудования, лизинг автотранспорта и спецтехники, лизинг коммерческой недвижимости и др.
     Рейтинг@Mail.ru