Объединенная судостроительная корпорация
Лизинговая компания

На главнуюКарта сайта Написать письмо
Услуги
Лизинг морских и речных судов
Лизинг промышленного оборудования
Лизинг автотранспорта и спецтехники
Лизинг коммерческой недвижимости
Для клиентов
Оформление заявки
Договор лизинга
Адрес
115054, г. Москва,
ул. Щипок, д. 11, стр. 1
E-mail
info@gznleasing.ru
Телефон / Факс
Лизинг > Новости
Версия для печати

Финансовый мониторинг без препятствий лизинговому бизнесу

Светлана Клочихина,
менеджер департамента налогов и права Deloitte & Touche CIS

Алла Садунишвили,
консультант департамента налогов и права Deloitte & Touche CIS

Как известно, деятельность лизинговых компаний в соответствии с Федеральным законом от 07.08.2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – «Закон»), подлежит обязательному контролю уполномоченными органами.
Однако особое внимание при подготовке компании к проверке органами Федеральной Службы Финансового Мониторинга (далее – «ФСФМ») руководству организаций необходимо уделить в связи со вступлением в силу 12 августа 2005 г. изменений в ст. 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – «КоАП»), существенно ужесточивших административные санкции за правонарушения в этой области.
Теперь следствием невнимания к соблюдению требований законодательства о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма может стать не только наложение административного штрафа и приостановление отдельных операций, но и административное приостановление деятельности организации сроком до 90 суток, что неизбежно повлечет крупные убытки для любого бизнеса. Кроме того, в зависимости от характера нарушений и их последствий возможно также и уголовное преследование в отношении руководителей организации.
В связи с этим в данной статье мы бы хотели кратко рассмотреть основные требования Закона, на соблюдение которых, по нашему мнению, следует обратить внимание руководителям лизинговых компаний с целью предотвращения необоснованного вмешательства ФСФМ в их деятельность и минимизации риска привлечения к ответственности как самой организации, так и ее руководства.

Нет игр без правил
И данная область государственного контроля не исключение. Единые рекомендации по разработке правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее – «Правила») утверждены Распоряжением Правительства РФ от 17.07.2002 г. № 983-р. Правила должны включать в себя положения, определяющие порядок документального фиксирования необходимой информации, критерии выявления и признаки запутанных и необычных сделок, порядок действий в случае выявления операций, в отношении которых возникают подозрения, порядок обеспечения конфиденциальности информации, а также квалификационные требования к подготовке и обучению кадров. Правила утверждаются приказом руководителя организации.
Кроме того, следует обратить особое внимание, что правила должны также проходить обязательную процедуру согласования в органах ФСФМ. При этом правоприменительная практика допускает административную ответственность за непредставление правил на согласование (см., например, Постановление ФАС УО от 29.04.2004 г. по делу № Ф09-1665/04-АК).

А кто ответственный?
Как известно, сложно добиться исполнения даже самых целесообразных и понятных управленческих решений, если не назначены ответственные лица. Видимо, законодатель это правило тоже учитывал. Обязанность по назначению в компании должностного лица, ответственного за соблюдением правил внутреннего контроля и программ по его осуществлению, установлена п. 2 ст. 7 Закона № 115-ФЗ. Его отсутствие не только само по себе является нарушением вышеуказанной нормы Закона, но также приводит к «запущенности» иных вопросов соблюдения организацией требований законодательства о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, и взаимодействия с органами ФСФМ. Назначение ответственного лица также оформляется приказом руководителя.
При этом следует обратить внимание, что руководство организации достаточно ограниченно в выборе кандидатов на роль такого ответственного лица. Постановление Правительства РФ от 05.12.2005 г. № 715 устанавливает достаточно высокие квалификационные требования к такому лицу, основными из которых являются – высшее экономическое или юридическое образование или наличие не менее двух лет опыта работы на должностях, связанных с исполнением обязанностей по противодействию легализации доходов, полученных преступным путем.

Сообщи куда следует и спи спокойно
Организация обязана представлять в органы ФСФМ информацию об операциях с денежными средствами или иным имуществом (п. 1 ст. 7 Закона). Подлежащими обязательному контролю являются действия физических и юридических лиц с денежными средствами или иным имуществом независимо от формы и способа их осуществления, направленные на установление, изменение или прекращение связанных с ними гражданских прав и обязанностей (ст. 3 Закона).
По смыслу и предназначению Закона указанное требование является основополагающим, поскольку именно представление в срок необходимой информации уполномоченному органу позволяет государству своевременно и эффективно принимать превентивные меры по предотвращению финансирования терроризма и отмывания доходов, полученных преступным путем. В этой связи необходимо обратить внимание на возможность уголовной ответственности руководства компании в случае, если лизинговое имущество (например, транспортные средства), сведения по операциям с которым не были своевременно направлены в орган ФСФМ, будет в дальнейшем использовано при осуществлении террористических актов (например, по ст. 293 УК РФ. Халатность).
В этой связи мы рекомендуем обращать особое внимание на организацию выполнения данного требования и по возможности представлять в ФСФМ максимальный объем сведений в установленные Законом сроки.
Порядок представления сообщений о совершенных операциях установлен Положением о представлении информации в ФСФМ организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 17.04.2002 г. № 245. Согласно указанному Положению информация должна представляться в органы ФСФМ не позднее рабочего дня, следующего за днем совершения соответствующей операции.
При выполнении требований о представлении в ФСФМ сообщений о подлежащих контролю операциях у бизнеса часто возникают вопросы практического характера, многие из которых обусловлены именно спецификой лизинговой деятельности.

Срок имеет значение
Прежде всего, достаточно затруднительным является установление самого момента совершения лизинговой операции. Следует иметь в виду, что Центральный Банк РФ в п. 1.2. Информационного письма № 2 от 29.11.2002 г. указал, что моментом совершения операции, подлежащей контролю, является дата подписания акта приемки-передачи предмета лизинга. При проведении проверок в большинстве случаев такой позиции придерживаются и органы ФСФМ.
Однако на практике лизинговым компаниям бывает сложно получить копию акта приемки-передачи сразу после его подписания, и следовательно, направить соответствующее сообщение в ФСФМ в установленные законодательством сроки (не позднее рабочего дня, следующего за датой подписания). Ведь акт может подписываться продавцом и лизингополучателем, а лизинговая компания узнает об этом только через некоторое время. При этом оригинал или копия акта может доставляться в лизинговую компанию по почте или курьерскими службами через несколько дней, а то и недель после его подписания. Следует отметить, что данные объяснения не принимаются органами контроля при проверке, а при рассмотрении административного дела в суде могут учитываться только при определении размера санкций (см., например, Постановление ФАС МО от 24.03.2005 г. по делу № КА-А40/1673-05).
Во избежание подобных ситуаций целесообразно включать в договоры условия об обязательном представлении лизингодателю одной из сторон договора (продавцом или лизингополучателем) копий документов, подтверждающих передачу предмета лизинга, в день фактической передачи такого имущества, а также ответственность за их непредставление в виде возмещения ущерба в полном объеме компании и ее сотрудникам, возникшего в результате применения к ним уполномоченными органами мер ответственности за нарушение законодательства по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. При этом крайне важно, чтобы виновной стороной возмещалась также и упущенная выгода в результате возможного административного приостановления деятельности лизингодателя.

Долг платежом красен
Кроме того, на практике возникают случаи, когда органы ФСФМ привлекали к ответственности лизинговые компании в случае несообщения ими информации о поступивших лизинговых платежах. Вместе с тем, в соответствии со ст. 3 Закона с операциями с денежными средствами или иным имуществом, подлежащими обязательному контролю, являются действия физических и юридических лиц с денежными средствами или иным имуществом независимо от формы и способа их осуществления, направленные на установление, изменение или прекращение связанных с ними гражданских прав и обязанностей. То есть согласно Закону обязательному контролю подлежат сделки, поскольку изложенное в ст. 3 Закона определение полностью совпадает с понятием сделки, содержащимся в ст. 153 ГК РФ. Кроме того, согласно подп. 4 п. 1 ст. 6 Закона операциями, подлежащими контролю, являются именно сделки с движимым имуществом по получению или предоставлению имущества по договору финансовой аренды (лизинга). При этом в силу ст. 665, 666 ГК РФ по договору финансовой аренды (лизинга) арендодатель обязуется приобрести в собственность указанное арендатором имущество у определенного им продавца и предоставить арендатору это имущество за плату во временное владение и пользование для предпринимательских целей. Соответственно, перечисление лизингополучателем лизинговых платежей и получение их арендодателем не является самостоятельной сделкой, а потому это действие в силу ст. 3 и 6 Закона не относится к операции (сделке), подлежащей контролю со стороны уполномоченного органа.
Следовательно, несообщение заявителем в уполномоченный орган сведений о лизинговых платежах не образует состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.27 КоАП РФ. Данный вывод подтверждается судебной практикой (см., например, Постановление ФАС СЗО от 20.10.2005 г. по делу № А56-18483/2005).
При этом следует отметить, что во избежание возникновения разногласий с проверяющими и применения административного наказания к самой организации и ее руководству мы бы рекомендовали наладить процедуру представления в ФСФМ информации о лизинговых платежах, тем более, что такую информацию лизинговые компании, как правило, получают от банков ежедневно. В случае наличия у компании большого объема лизинговых платежей, возможным выходом из ситуации могло бы быть получение компанией письменного заключения органов ФСФМ об обязательном представлении в ФСФМ сообщений только о передаче предмета лизинга в качестве операции, подлежащей обязательному контролю, а не о получении лизинговых платежей.

Опыт банков нам поможет
В заключение хотим отметить, что на данный момент существует тенденция к укреплению и расширению штата ФСФМ, а также оснащению службы современными техническими средствами. В связи с этим представляется, что контрольные мероприятия будут проводиться ФСФМ более интенсивно и методологически грамотно, а их количество увеличится. Это связано с повышенным вниманием, которое в настоящее время уделяется Президентом и Правительством РФ мерам по противодействию терроризму и соответственно, предотвращению его финансирования. Показательно, в частности, то, что в марте этого года доклад руководителя ФСФМ был заслушан на заседании Совета Безопасности.
Однако, надо признать, что требования законодательства о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в отношении лизинговых компаний являются вполне выполнимыми и необременительными для их повседневной деятельности. Эффективно наладить выполнение в организации необходимых контрольных процедур и взаимодействие с органами ФСФМ может помочь, например, достаточно обширный и успешный опыт такой работы в кредитных организациях, регулярно представляющих информацию по подконтрольным операциям в значительно большем объеме, чем лизинговые компании. В частности, достаточно распространена практика доработки бухгалтерских или управленческих программных продуктов кредитных организаций, что позволяет им автоматически составлять и направлять в ФСФМ отчеты по подконтрольным операциям по электронным каналам связи ежедневно. Известны случаи, когда банками таким способом отправляется в ФСФМ более 600 сообщений в день.
Обращаем внимание, что в данной статье мы проанализировали лишь основные требования законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, и обозначили первоочередные меры, принятие которых может помочь наладить сотрудничество с органами ФСФМ и избежать неблагоприятных для бизнеса последствий.
В этой связи представляется, что руководству лизинговых компаний следует рекомендовать своим юридическим службам подробнее ознакомиться с требованиями законодательства в этой области и определить первоочередной круг вопросов и мер, необходимых для их эффективного решения. После этого для доработки и корректировки плана соответствующих мероприятий, а возможно, и для реализации некоторых из них будет полезно обратиться к консультантам, имеющим большой опыт и успешную репутацию по работе с организациями, подпадающими под контроль ФСФМ – прежде всего, с банками.
Следует помнить, что профессиональное и своевременное внимание к поставленным в статье проблемам позволит бизнесу успешно развиваться в рамках правового поля, не вызывая претензий контролирующего органа. А это то, чего желает любой разумный руководитель и собственник.

http://www.delpressa.ru/leasing/2006_4_13.html
14.09.06 Финансовый мониторинг без препятствий лизинговому бизнесу
14.09.06 От автоматизации к партнерству
14.09.06 Залог успеха лизингового бизнеса
14.09.06 Лизинговый механизм технического переоснащения малых и средних предприятий машиностроения
13.09.06 Минфин России о вычете НДС
08.09.06 Символ монетного дела
08.09.06 Информационное сообщение пресс-службы ФГУП ГОЗНАК
05.09.06 Большое будущее малых проектов
05.09.06 Весь вечер на аренде
05.09.06 Критерии выбора системы автоматизации для полиграфического предприятия
<<      <  /  179  /  178  /  177  /  176  /  175  /  174  /  173  /  172  /  171  /  170  /  169  /  168  /  167  /  166  /  165  /  164  /  163  /  162  /  161  /  160  /  159  /  158  /  157  /  156  /  155  /  154  /  153  /  152  /  151  /  150  /  149  /  148  /  147  /  146  /  145  /  144  /  143  /  142  /  141  /  140  /  139  /  138  /  137  /  136  /  135  /  134  /  133  /  132  /  131  /  130  /  129  /  128  /  127  /  126  /  125  /  124  /  123  /  122  /  121  /  120  /  119  /  118  /  117  /  116  /  115  /  114  /  113  /  112  /  111  /  110  /  109  /  108  /  107  /  106  /  105  /  104  /  103  /  102  /  101  /  100  /  99  /  98  /  97  /  96  /  95  /  94  /  93  /  92  /  91  /  90  /  89  /  88  /  87  /  86  /  85  /  84  /  83  /  82  /  81  /  80  /  79  /  78  /  77  /  76  /  75  /  74  /  73  /  72  /  71  /  70  /  69  /  68  /  67  /  66  /  65  /  64  /  63  /  62  /  61  /  60  /  59  /  58  /  57  /  56  /  55  /  54  /  53  /  52  /  51  /  50  /  49  /  48  /  47  /  46  /  45  /  44  /  43  /  42  /  41  /  40  /  39  /  38  /  37  /  36  /  35  /  34  /  33  /  32  /  31  /  30  /  29  /  28  /  27  /  26  /  25  /  24  /  23  /  22  /  21  /  20  /  19  /  18  /  17  /  16  /  15  /  14  /  13  /  12  /  11  /  10  /  9  /  8  /  7  /  6  /  5  /  4  /  3  /  2  /  1  /  0  /  >      >>
Copyright © 2002—2018 Лизинговая компания «Гознак-лизинг»
Лизинговые компании, лизинг морских и речных судов, лизинг станков, лизинг серверного оборудования, лизинг автотранспорта и спецтехники, лизинг коммерческой недвижимости и др.
     Рейтинг@Mail.ru