Объединенная судостроительная корпорация
Лизинговая компания

На главнуюКарта сайта Написать письмо
Услуги
Лизинг морских и речных судов
Лизинг промышленного оборудования
Лизинг автотранспорта и спецтехники
Лизинг коммерческой недвижимости
Для клиентов
Оформление заявки
Договор лизинга
Адрес
115054, г. Москва,
ул. Щипок, д. 11, стр. 1
E-mail
info@gznleasing.ru
Телефон / Факс
Лизинг > Новости
Версия для печати

Все выше и выше

Несмотря на замедление темпов роста и усиление конкуренции, рынок лизинга все еще имеет очень серьезный потенциал
Тенденции, наметившиеся на рынке лизинговых услуг в 2005 году, – насыщение рынка, усиление конкуренции, выравнивание спроса и предложения – в 2006 году получили свое развитие. Рынок постепенно стабилизируется, лизинговые компании вынуждены бороться за клиента, постоянно проводятся тендеры по наиболее крупным и выгодным проектам. Многие эксперты отмечают, что лизинг уже не в состоянии демонстрировать феноменальные темпы роста, которые наблюдались еще пару лет назад, когда рынок мог расти и на 60% в год. Но не следует забывать: рост обеспечивался в первую очередь тем, что отрасль развивалась практически с нуля. В 2005 году рынок вырос не более чем на 40%. В 2006−м, по предварительным оценкам, рост составил около 30%.
По словам генерального директора компании «Глобус-Лизинг» Бориса Курцмана, статистика, свидетельствующая о сокращении темпов роста, лукавит: «Сокращение темпов роста лизинговых платежей действительно происходит, но если раньше прирост в абсолютном выражении в 1 млрд долларов был удвоением лизингового портфеля, то в этом году 1 млрд дает всего 10%. Говорить, что темпы сокращаются, наверное, нельзя: имеющийся прирост в 30% в 2006 году по отношению к 2005−му – это несколько миллиардов долларов».
Генеральный директор Петербургской лизинговой компании Дмитрий Горизонтов отмечает, что сокращение темпов роста лизинговых платежей свидетельствует об увеличении сроков договоров. «Это, в свою очередь, позволяет предположить, что рынок лизинга вступил в стадию зрелости. Замедление темпов роста, как правило, говорит об устойчивости рынка», – считает Горизонтов.
Курс на средний и малый бизнес
Рост конкуренции побуждает лизинговые компании искать способы расширения своей клиентской базы, осваивать новые сегменты рынка. Еще в 2005 году наблюдалось повышение заинтересованности участников рынка в сотрудничестве с представителями малого и среднего бизнеса. Несмотря на то что подобное взаимодействие приносит лизинговым компаниям меньшую прибыль при значительных объемах работ, растущая конкуренция вынуждает их обращать взоры на этот сегмент. В 2006 году практически все компании разработали лизинговые программы, ориентированные на малый и средний бизнес. И, как выяснилось, результаты превысили самые оптимистические ожидания.
Когда компания «Глобус-Лизинг» запускала свою программу «Малые проекты», до конца 2006 года планировалось освоить около 200 млн рублей. К концу декабря выяснилось, что освоили почти миллиард. Представители других лизинговых компаний также отмечают, что программы лизинга оборудования и транспорта для малого и среднего бизнеса, и в особенности скоринговые программы автолизинга, пользуются стабильно высоким спросом. По словам генерального директора лизинговой компании «ЗЕСТ» Андрея Пушкарева, в 2006 году самая популярная программа на лизинговом рынке Санкт-Петербурга – ускоренное получение в лизинг легкового транспорта представительского назначения.
При этом малые проекты диктуют свои условия – для лизингополучателей важную роль играет доступность лизинга с точки зрения выполнения требований по финансовому обеспечению, а также оперативность принятия решения. Формируя конкурентоспособное предложение, компании идут на снижение ставок, увеличение сроков выплат, уменьшение (а зачастую и полную отмену) авансовых платежей. Чтобы быстро принимать решения, лизингодатели стали уделять меньше внимания процедуре анализа финансового состояния клиента. Риски, безусловно, растут, хотя лизинговые компании в некоторой степени защищены тем обстоятельством, что за последние годы в системе банковского кредитования формируется прозрачная клиентская база. По словам коммерческого директора компании «Балтийский лизинг» Владимира Наймарка, информация о добросовестности заемщика, которую предоставляют банки, играет значительную роль в работе с малым бизнесом.
Впрочем, при финансировании других проектов многие лизинговые компании не забывают, что они не должны уподобляться банкам. Дмитрий Горизонтов отмечает, что при оценке финансового состояния лизингополучателя помимо бухгалтерской отчетности анализируется и управленческая. По словам коммерческого директора компании «Прогресс-Нева Лизинг» Андрея Майданика, при заключении договоров оговариваются способы контроля за управленческой деятельностью лизингополучателя. При этом целью такого контроля зачастую является повышение эффективности работы клиента в первую очередь за счет программ оптимизации управленческой отчетности.
Длинные деньги, дешевые деньги
Немаловажным обстоятельством, способствующим развитию услуг финансовой аренды, является удлинение сроков лизинга. Как замечает директор компании «Петроконсалт» Дмитрий Пономарев, сроки финансирования от трех до пяти лет перестали быть экзотикой. По словам ведущего специалиста по маркетингу компании «Интерлизинг» Яны Окатовой, неоднократное понижение ставки рефинансирования и повышение рейтинга России привело к тому, что российские банки стали привлекать более дешевые зарубежные ресурсы на срок пять-семь лет, что, в свою очередь, положительно повлияло на снижение ставок и увеличение сроков договоров лизинговых компаний.
Многие компании уже сейчас предпринимают необходимые шаги для того, чтобы получить прямой доступ к более длинным и дешевым деньгам западных банков. Так, одной из задач «Прогресс-Невы Лизинг» в текущем году является приведение отчетности в соответствие с международными стандартами, что существенно упростит для компании работу с западными кредитами.
Проблема ликвидности зачастую решается за счет создания собственной системы рефинансирования. Если компания в состоянии создать эффективную систему рефинансирования для обеспечения своих финансовых ресурсов, ее целью становится привлечение именно дешевых денег. «Поскольку в нашей компании система рефинансирования создана, мне совершенно неважно, короткие у меня деньги или длинные. Для меня самое главное – чтобы они были дешевыми», – подчеркивает Борис Курцман.
Не законы, но их трактовка
Вместе с тем российский лизинг продолжает испытывать ряд трудностей, причем связанных не столько с несовершенством российского законодательства, сколько с трактовкой законов фискальными органами. «Российский закон о лизинге – лучший в Европе, а может, даже в мире, – говорит Борис Курцман. – И то, что он не меняется, – это замечательно. И Налоговый кодекс у нас неплохой, в нем все четко прописано. Но, к сожалению, фискальные органы трактуют это законодательство в соответствии с какими-то своими интересами».
Как отмечает Владимир Наймарк, определенную роль играет и то, что лизинговые компании стали оперировать большими суммами: «Раньше объемы НДС, которые можно не вернуть, были меньше». Проблема возврата НДС часто побуждает компании, в первую очередь западные, сократить свое присутствие на рынке. В судах решения чаще всего принимаются в пользу лизинговых компаний, но само наличие подобной проблемы создает негативное впечатление у иностранцев.
Налоговые службы, озабоченные в первую очередь максимизацией сборов, по-прежнему склонны воспринимать лизинг как уход от налогообложения. «Особенно это касается сделок по возвратному лизингу, к которым фискальные органы относятся с особо пристальным вниманием», – говорит специалист отдела маркетинга Северо-Западного филиала лизинговой компании «Уралсиб» Максим Пятковский.
Андрей Майданик уверен, что если бы сделки по возвратному лизингу постоянно не оспаривались налоговой инспекцией, этот сектор развивался бы гораздо активнее. В то же время, считает Яна Окатова, есть поводы для сдержанного оптимизма: «Тот факт, что в начале 2007 года одна из крупных западных лизинговых компаний получила в Высшем арбитражном суде положительное решение по поводу зачета НДС, позволяет надеяться, что в ближайшее время проблема будет решена».
Возможности для роста
В 2006 году сохранялась традиционная востребованность автолизинга, который, по всей вероятности, сохранит доминирующие позиции в портфеле большинства компаний. Экономическая конъюнктура позволяет надеяться, что спрос на грузовой и легковой автотранспорт будет очень высоким и в 2007 году. Оптимистичные ожидания лизинговых компаний связаны с реализацией целого ряда инвестиционных и строительных проектов в Санкт-Петербурге и Ленинградской области.
Строительство порта в Петербурге и появление крупных транспортных компаний, нуждающихся в качественной технике, очевидно, подстегнет рост сегмента грузового автотранспорта. Что касается легкового автотранспорта, определенные надежды (скорее на будущее, чем на нынешний год) возлагают на строительство трех автомобильных заводов (Nissan, Toyota, General Motors): если вырастут продажи автомобилей, как следствие, увеличатся объемы лизинга. Как ожидается, устойчивым спросом будет пользоваться лизинг строительной техники, металлообрабатывающего оборудования, подвижного состава.
В то же время в ряде сфер отмечается необеспеченный спрос. Одна из этих сфер – лизинг недвижимости. Многие лизинговые компании выражают явную заинтересованность в работе на жилищном рынке, но сталкиваются с существенными трудностями, разрешить которые в ближайшее время едва ли удастся. Существует ряд сложностей с оценкой недвижимости, с законодательным обеспечением сделок. Серьезное препятствие – длительная амортизация, составляющая, по подсчетам лизинговых компаний, порядка 30 лет, что при нынешней практике заключения договоров сроком не более чем на пять-семь лет является сдерживающим фактором.
В 2007 году многие лизинговые компании планируют наращивать свое присутствие в регионах, где спрос достаточно велик, а конкуренция значительно ниже, чем в Москве и Петербурге. Кроме того, говорит директор по Северо-Западному региону компании Europlan Сергей Бахорев, грядущее вступление России в ВТО предполагает появление на российском рынке лизинга сильных западных игроков, что заставляет российские компании задумываться о своей конкурентоспособности и разрабатывать новые программы для клиентов.
«Сегодня имеется значительный резерв для роста доли лизинга в ВВП и в инвестициях в основные средства, – отмечает генеральный директор лизинговой компании „КАМАЗ“ Альфия Гарифулина. – Для достижения показателей европейских стран – 5% от ВВП и 30% от инвестиций в основные средства – суммарный объем лизинга должен увеличиться как минимум в пять раз». В любом случае рынок лизинга далек от пика своего развития и по-прежнему имеет серьезный потенциал.
 
Алексей Леонтьев
Санкт-Петербург
http://www.expert.ru/printissues/northwest/2007/06/tendencii_na_rynke_lizingovyh_uslug/    
13.02.07 Все выше и выше
12.02.07 Создание лизинговой группы
07.02.07 Номос-банк взялся за Балтийский лизинг
02.02.07 Новые резальные машины высшего класса от SHENWEIDA
02.02.07 Правительство РФ может передать деревообрабатывающие заводы в лизинг частным компаниям
01.02.07 РЖД выберет поставщиков по лизингу
30.01.07 Российский лизинг в Европе
29.01.07 Лизинг энергетического оборудования становится одним из наиболее перспективных сегментов
29.01.07 Выбирая лизинг
25.01.07 Современная концепция лизинга под влиянием тенденции сближения правовых систем
<<      <  /  176  /  175  /  174  /  173  /  172  /  171  /  170  /  169  /  168  /  167  /  166  /  165  /  164  /  163  /  162  /  161  /  160  /  159  /  158  /  157  /  156  /  155  /  154  /  153  /  152  /  151  /  150  /  149  /  148  /  147  /  146  /  145  /  144  /  143  /  142  /  141  /  140  /  139  /  138  /  137  /  136  /  135  /  134  /  133  /  132  /  131  /  130  /  129  /  128  /  127  /  126  /  125  /  124  /  123  /  122  /  121  /  120  /  119  /  118  /  117  /  116  /  115  /  114  /  113  /  112  /  111  /  110  /  109  /  108  /  107  /  106  /  105  /  104  /  103  /  102  /  101  /  100  /  99  /  98  /  97  /  96  /  95  /  94  /  93  /  92  /  91  /  90  /  89  /  88  /  87  /  86  /  85  /  84  /  83  /  82  /  81  /  80  /  79  /  78  /  77  /  76  /  75  /  74  /  73  /  72  /  71  /  70  /  69  /  68  /  67  /  66  /  65  /  64  /  63  /  62  /  61  /  60  /  59  /  58  /  57  /  56  /  55  /  54  /  53  /  52  /  51  /  50  /  49  /  48  /  47  /  46  /  45  /  44  /  43  /  42  /  41  /  40  /  39  /  38  /  37  /  36  /  35  /  34  /  33  /  32  /  31  /  30  /  29  /  28  /  27  /  26  /  25  /  24  /  23  /  22  /  21  /  20  /  19  /  18  /  17  /  16  /  15  /  14  /  13  /  12  /  11  /  10  /  9  /  8  /  7  /  6  /  5  /  4  /  3  /  2  /  1  /  0  /  >      >>
Copyright © 2002—2016 Лизинговая компания «Гознак-лизинг»
Лизинговые компании, лизинг морских и речных судов, лизинг станков, лизинг серверного оборудования, лизинг автотранспорта и спецтехники, лизинг коммерческой недвижимости и др.
     Рейтинг@Mail.ru