Объединенная судостроительная корпорация
Лизинговая компания

На главнуюКарта сайта Написать письмо
Услуги
Лизинг морских и речных судов
Лизинг промышленного оборудования
Лизинг автотранспорта и спецтехники
Лизинг коммерческой недвижимости
Для клиентов
Оформление заявки
Договор лизинга
Адрес
115054, г. Москва,
ул. Щипок, д. 11, стр. 1
E-mail
info@gznleasing.ru
Телефон / Факс
Лизинг > Новости
Версия для печати

Зеркало надежности лизинга

Рынок лизинга быстро растет и качественно, и количественно. Усиление конкуренции, расширение масштабов бизнеса и клиентской базы, географическая экспансия, удлинение сроков сделок — это новые возможности и вызовы. Они заставляют активно искать инвесторов и диверсифицировать источники финансирования. Надежность лизинговой компании и уровень ее кредитного рейтинга становятся ключевыми аспектами ее конкурентоспособности.

 

В условиях взросления рынка изменяются характеристики лизинговых сделок, проекты становятся более сложными по структуре, растет конкуренция, удлиняются сроки сделок. Все это вынуждает лизинговые компании диверсифицировать источники финансирования деятельности и искать более дешевые источники "длинных" денег. Для этого используется зарубежное финансирование, а также выпуск векселей и облигаций. В ближайшие годы при сохранении по крайней мере текущих темпов роста увеличение доли зарубежного финансирования будет усиливаться. Во-первых, оно в несколько раз дешевле российского, а во-вторых, российские лизинговые компании постепенно становятся все более привлекательными для западных финансовых институтов по мере роста и повышения уровня надежности. Расширяются и масштабы рыночного сотрудничества с банками — не только входящими в ту же финансовую группу, что и лизингодатель. Так, по оценкам "Эксперт РА", на долю кредитов российских банков, не являющихся акционерами, в 2006 году приходилось уже порядка 46% от общего объема привлеченного финансирования.

Так что если раньше деятельность лизинговой компании финансировалась в основном за счет собственных средств или средств, перераспределяемых внутри холдинговой группы, то сейчас все более активно используется привлечение средств на финансовых рынках за счет выпуска облигаций. Пока объем финансирования на рынке через бонды чуть более 4%, однако, по нашим прогнозам, в 2007 году их доля может удвоиться. Выпуск облигаций — удобная альтернатива банковскому финансированию лизинговых сделок. Привлечение средств с фондового рынка является долгосрочным и, как правило, более дешевым способом финансирования деятельности компании, не влекущим за собой зависимость ее бизнеса от кредиторов и способствующим повышению ликвидности проводимых операций. Однако реализация облигационного заимствования связана с определенными сложностями.

В преддверии размещения, компания-эмитент переходит на новый уровень информационной открытости, так как должна продемонстрировать широкому кругу потенциальных инвесторов документы и данные, доступ к которым ранее могли иметь лишь ограниченное количество внутренних пользователей, а также налоговые органы. В частности, компания-эмитент должна раскрывать развернутую отчетность, информацию о кредитной истории по прежним формам привлечения средств, в том числе по банковским кредитам и векселям, и прочую информацию, призванную помочь потенциальному заемщику понять, сможет ли компания по истечении срока эмиссии расплатиться по выпущенным облигациям. Срок облигационных займов лизинговых компаний обычно не превышает 3 лет, то есть инвестору требуется оценить кредитоспособность компании в среднесрочной перспективе.

Именно такую информацию, но в адаптированном для широкого круга пользователей виде, дает рейтинговая оценка надежности компании. Единая шкала рейтингования позволяет сравнить оцениваемую компанию не только с уже состоявшимися эмитентами-лизинговыми компаниями, но и с предприятиями других сфер деятельности, также привлекающими средства на фондовом рынке и имеющими индивидуальный рейтинг.

Особый случай

Специфика деятельности лизинговых компаний заключается в том, что экономический цикл для них существенно превышает аналогичный цикл для других субъектов экономики. Если для банков, страховых компаний и других финансовых институтов он составляет, как правило, один год, то для лизинговых компаний — это 3-5 и даже более лет, что связано с долгосрочностью лизинговых сделок.

В этих условиях такие "одномоментные" показатели надежности компании как, например, ликвидность и платежеспособность, не столь информативны. На первый план выходят показатели, характеризующие среднесрочные показатели финансовой устойчивости — сбалансированность денежных потоков, качественный риск-менеджмент, диверсификация бизнеса и конкурентное положение компании.

Анализ всех показателей деятельности лизинговой компании требует больших затрат времени, а зачастую и не ко всей информации можно получить открытый доступ, поэтому возникает необходимость в универсальном инструменте оценки стабильности, рисков и перспектив компании. Такой инструмент предоставляют рейтинговые агентства, которые присваивают компаниям индивидуальный рейтинг надежности. Агентства выставляют рейтинг, основываясь, во-первых, на оценке сбалансированности денежных потоков, прогнозировании поступлений денежных средств и соотнесении их с возможными расходами. Используется и финансовый анализ в классическом виде: анализируются соотношение заемных и собственных средств, источники финансирования, эффективность деятельности (рентабельность активов и капитала), платежеспособность компании и уровень ликвидности, показатели оборачиваемости капитала.

Второй важный блок анализа — риск-менеджмент компании, т.е. комплексное управление всеми рисками деятельности. Здесь оценивается юридическая проработанность договоров, организация работы и эффективность работы с просроченной задолженностью, доля дефолтов или просрочек по различным лизинговым сделкам, доля ремаркетинга в денежных поступлениях, страховая защита, способы обеспечения сделок, наличие судебных исков и претензий, система принятия решений в компании.

В третьих, оценивается конкурентное положение лизинговой компании, его устойчивость, диверсификация и перспективы развития бизнеса. Сюда относятся диверсификация портфеля лизинговой компании по видам оборудования и регионам заключения сделок, размеры портфеля и нового бизнеса, динамика показателей и стратегия роста, работа с поставщиками и клиентами (диверсификация по контрагентам, долговременность отношений), корпоративное управление и деловой потенциал компании и ее транспарентность.

По итогам рейтинговой оценки компания относится к определенному рейтинговому классу (например, A,B,C,D, которые означают соответственно высокий, приемлемый и низкий уровень надежности, а также неудовлетворительный (D), то есть банкротство). Индивидуальный рейтинг надежности представляет собой мнение рейтингового агентства о возможности полного и своевременного выполнения компанией своих обязательств, а также перспективы выполнения компанией вновь возникающих обязательств с учетом возможных изменений в экономической среде.

Рейтинг нужен как самим лизинговым компаниям (для привлечения финансирования и для PR), так и их клиентам и партнерам (для выбора контрагента). Неудивительно, что этим инструментом воспользовались компании, размещавшие облигационные займы — ОАО "ГЛАВЛИЗИНГ" и ОАО "МИК". Последняя уже сейчас публикует присвоенный компании рейтинг "B++" в разделах информации об эмиссии.

Лизинговые компании, получившие рейтинг надежности (кредитоспособности), позиционируют себя как транспарентные и открытые для работы с широким кругом партнеров. И более того, такие компании получают возможность комплексно оценить риски своей деятельности и принять меры по их снижению и дальнейшему развитию бизнеса. А значит, именно они будут расти и развиваться более эффективно, чем конкуренты.

Марина Чернышева, Роман Романовский, Павел Самиев.

http://www.raexpert.ru/editions/article54/

02.09.07 Зеркало надежности лизинга
01.09.07 Колеса в аренду
31.08.07 Развивающемуся бизнесу поможет лизинг
30.08.07 Микролизинг, возможность роста активов
29.08.07 На рынке лизинга места пока хватит всем
28.08.07 Возможности роста рынка лизинга
27.08.07 Итоги МАКС-2007
24.08.07 Бумажные крылья МАКСа
23.08.07 Сопутствующие расходы договора лизинга
22.08.07 Лизинг в особо крупных размерах
<<      <  /  180  /  179  /  178  /  177  /  176  /  175  /  174  /  173  /  172  /  171  /  170  /  169  /  168  /  167  /  166  /  165  /  164  /  163  /  162  /  161  /  160  /  159  /  158  /  157  /  156  /  155  /  154  /  153  /  152  /  151  /  150  /  149  /  148  /  147  /  146  /  145  /  144  /  143  /  142  /  141  /  140  /  139  /  138  /  137  /  136  /  135  /  134  /  133  /  132  /  131  /  130  /  129  /  128  /  127  /  126  /  125  /  124  /  123  /  122  /  121  /  120  /  119  /  118  /  117  /  116  /  115  /  114  /  113  /  112  /  111  /  110  /  109  /  108  /  107  /  106  /  105  /  104  /  103  /  102  /  101  /  100  /  99  /  98  /  97  /  96  /  95  /  94  /  93  /  92  /  91  /  90  /  89  /  88  /  87  /  86  /  85  /  84  /  83  /  82  /  81  /  80  /  79  /  78  /  77  /  76  /  75  /  74  /  73  /  72  /  71  /  70  /  69  /  68  /  67  /  66  /  65  /  64  /  63  /  62  /  61  /  60  /  59  /  58  /  57  /  56  /  55  /  54  /  53  /  52  /  51  /  50  /  49  /  48  /  47  /  46  /  45  /  44  /  43  /  42  /  41  /  40  /  39  /  38  /  37  /  36  /  35  /  34  /  33  /  32  /  31  /  30  /  29  /  28  /  27  /  26  /  25  /  24  /  23  /  22  /  21  /  20  /  19  /  18  /  17  /  16  /  15  /  14  /  13  /  12  /  11  /  10  /  9  /  8  /  7  /  6  /  5  /  4  /  3  /  2  /  1  /  0  /  >      >>
Copyright © 2002—2018 Лизинговая компания «Гознак-лизинг»
Лизинговые компании, лизинг морских и речных судов, лизинг станков, лизинг серверного оборудования, лизинг автотранспорта и спецтехники, лизинг коммерческой недвижимости и др.
     Рейтинг@Mail.ru