Объединенная судостроительная корпорация
Лизинговая компания

На главнуюКарта сайта Написать письмо
Услуги
Лизинг морских и речных судов
Лизинг промышленного оборудования
Лизинг автотранспорта и спецтехники
Лизинг коммерческой недвижимости
Для клиентов
Оформление заявки
Договор лизинга
Адрес
115054, г. Москва,
ул. Щипок, д. 11, стр. 1
E-mail
info@gznleasing.ru
Телефон / Факс
Лизинг > Новости
Версия для печати

Лизинговые компании и кризис ликвидности

Круглый стол. Мнение экспертов. 

Мировой кризис ликвидности, взбудораживший банковский сектор, отразился и на рынке лизинговых компаний. Банки стали осторожнее предоставлять кредиты и повысили ставки. Но, несмотря на сложности с финансированием, за последний год екатеринбургский рынок лизинга вырос на 50%. И, по мнению участников, в ближайшие три-четыре года эти темпы сохранятся.

На вопросы:

-как сказался американский  ипотечный кризис на стоимости лизинга;
-какого масштаба
достигли невозвраты по лизинговым сделкам;
-
когда иностранные лизинговые компании начнут экспансию на Урал

отвечают эксперты:
Андрей Истомин
руководитель группы лизинговых компаний «Ураллизинг»
Максим Костюк
директор лизинговой компании «Северная казна»
Павел Филимонов
директор компании «СКБ-лизинг»
Сергей Щур
директор уральского филиала компании «РТК-ЛИЗИНГ»
Наталья Яковлева
директор уральского филиала «Райффайзен-Лизинг»
Родион Ямалов
директор по Уральскому региону компании Europlan

 

Запоследний год на мест­ный рынок вышла только одна крупная федеральная лизинговая компания — «РТК-ЛИЗИНГ». Как рассказывает Сергей Щур, директор уральского филиала «РТК-ЛИЗИНГ», екатеринбургский офис стал одним из первых региональных представительств московского игрока: «Мы понимали, что регион перспективен для работы лизинговой компании: высокие темпы роста экономики, большая концентрация промышленности, наличие мегапроектов, таких как саммит ШОС». По словам г-на Щура, действительность оправдала ожидания: за девять месяцев филиал выполнил годовой план продаж.

Годовой объем рынка лизинга столицы Урала эксперты оценили в $0,9-1 млрд (по данным Российской ассоциации лизинговых компаний, объем лизинговых операций в целом по стране за 2006 г. — $12,8 млрд). В Екатеринбурге лизинговые услуги развиваются не менее стремительно, чем в целом по России: прирост за прошлый год около 50%. Эксперты считают, что в этом году рынок вырастет на столько же, но только если банковский кризис ликвидности завершится в ближайшее время.

Лизинговые компании столкнулись с нехваткой ресурсов

Весной этого года в США разразился ипотечный кризис. Массовый невозврат кредитов американскими заемщиками привел к цепной реакции и летом вылился в мировой кризис ликвидности. Его следствием стало, в частности, сокращение объемов выдаваемых кредитов и повышение их стоимости.

Как отмечают представители лизинговых компаний (ЛК), работающих в Екатеринбурге, проблемы на мировом рынке отразились и на их деятельности. Практически все руководители подтверждают, что федеральные и местные банки подняли стоимость кредитов для лизинговых компаний на один-три процентных пункта. Сергей Щур дополняет, что кредитные учреждения увеличили сроки рассмотрения заявок лизинговых компаний: «На рынке чувствуется некоторое напряжение. Больших затруднений нет, наши банки не перестали кредитовать, но все-таки несколько повысили ставки». Андрей Истомин, руководитель группы лизинговых компаний «Ураллизинг», констатирует, что банки придерживают деньги, опасаясь выделять крупные суммы.

Повышенная осторожность кредитных учреждений дает преимущества лизинговым компаниям, созданным при банках, они не испытывают проблем с финансированием. «Мы — стопроцентная «дочка» банка и находимся в несколько привилегированном положении. Именно поэтому пока повышения ставок нет», — описывает ситуацию Павел Филимонов, директор компании «СКБ-лизинг». По его оценке, больше всего пострадают от кризиса ликвидности те ЛК, которые полностью зависят от кредитования в коммерческих банках.

В условиях дефицита ресурсов лизинговые компании вынуждены ужесточать процедуру кредитования. Родион Ямалов, директор по Уральскому региону компании Europlan, рассказал, что его организация ввела ограничения по размеру финансирования новых клиентов: «Под старых лизингополучателей мы можем подстраивать наши продукты, поскольку уверены в заемщике, а новым предлагаем стандарт­ные условия с уже повышенными ставками и ограничиваем сумму сделки». В среднем по рынку стоимость лизинга выросла за последние несколько месяцев на 1-3%, сообщили эксперты. Тем не менее это не приведет к оттоку клиентов из лизинговых компаний. Г-н Истомин считает, что повышение расценок на несколько процентов для большинства компаний-лизингополучателей несущественно, поскольку доходность их бизнеса позволяет увеличить расходы на лизинговые сделки.

Если кризис ликвидности затянется еще на несколько месяцев, небольшие ЛК, чей портфель состоит из малого числа сделок, прекратят деятельность — прогнозирует г-н Ямалов: «Им будет трудно получить деньги для своих проектов». Впрочем, такой пессимистичный сценарий эксперты считают маловероятным. Андрей Истомин полагает, что сложности с финансированием лизинговых компаний прекратятся в ближайшее время: «Надеюсь, в октябре ситуация разрешится. Пусть цена ресурсов для лизинговых компаний немного вырастет, но деньги должны стать доступнее».

Качество лизинговых портфелей снижается

Последние несколько лет доходность лизинговых компаний неуклонно падала. Банковские кредиты дешевели (до лета этого года), однако растущая конкуренция заставляла ЛК снижать и собственные расценки. Как признаются эксперты, за последний год маржа лизинговых компаний уменьшилась еще примерно на 1% и равняется сейчас 1,5-3%. Эта цифра примерно одинакова для операций по финансированию оборудования и транспорта, на которые приходится свыше 90% лизинговых сделок. Максим Костюк, директор лизинговой компании «Северная казна», полагает, что снижению доходности способствует и повышение грамотности клиентов: «Они становятся все более продвинутыми, хорошо разбираются в тонкостях лизинга. Нередки случаи, когда заказчики сразу говорят, что подали заявки в несколько других лизинговых компаний. Раньше такого не было. Нередко мы вынуждены понижать размер собственного комиссионного вознаграждения, чтобы привлечь клиентов».

В борьбе за прибыль ЛК стараются минимизировать издержки за счет повышения технологичности операций. Г-н Истомин: «К примеру, мы внедрили программу «Хомнет лизинг», которая позволяет нам анализировать финансовую ситуацию в компании в реальном времени. В будущем планируем развивать направление скоринговых систем, чтобы максимально автоматизировать процесс принятия решения». Внедрение программного обеспечения обошлось «Ураллизингу» в $40 тыс., по мнению Андрея Истомина, расходы должны оправдать себя за год. Елена Малышева, содиректор компании «Крона КС» (автоматизация лизинговой деятельности), подтверждает, что ЛК уделяют повышенное внимание автоматизации — в Екатеринбурге с начала года специализированное ПО установили четыре компании.

Оптимизируя деятельность, лизинговые компании делают ставку на экстенсивный рост, зарабатывают на увеличении объемов. Как говорят эксперты, у этого процесса есть обратная сторона — снижение качества кредитных портфелей и увеличение числа невозвратов по договорам лизинга. «Нередко собственники лизинговых компаний ставят планы, привязанные к объему сделок. Безусловно, это идет в ущерб качеству. Кредитные риски иногда реализуются», — объясняет Павел Филимонов. Реальные объемы просроченных задолженностей неизвест­ны. Опрошенные «ДК» участники екатеринбургского рынка говорят, что в их компаниях нет серьезных проблем, связанных с невозвратами долгов, а сумма просрочки не превышает нескольких десятых процента от объема полученных платежей. «Лизинговые компании, в отличие от банков, всегда имеют в собст­венности реальное имущество, которое могут вернуть. Мы регулярно это делаем, каждый месяц выигрывая несколько судебных дел», — говорит г-н Истомин. На его взгляд, просрочки становятся критическими для ЛК, если их величина превышает размер собственного капитала фирмы: «Компания может столкнуться с кризисом ликвидности — в какой-то момент ей просто не хватит денег, чтобы обслуживать долги перед банками».

Проблемы с невозвратами испытывают сегодня как небольшие, так и крупнейшие ЛК — убежден г-н Филимонов: «Причем у старожилов «дыра» даже больше. Уверен, что она достигает 10-15% от объема платежей. И получить эти деньги обратно будет сложно». По его мнению, проблема невозвратов может коснуться в основном тех, кто финансирует недвижимость и оборудование, поскольку реализовать это имущество существенно труднее, чем транспорт.

Рынок ждет прихода иностранцев

Несмотря на некоторые перебои с финансированием, рынок лизинга не прекращает расти. Эксперты убеждены, что сегодняшние темпы развития сохранятся и в ближайшие три-четыре года: объем профинансированных сделок через пять лет вырастет на 438% и в масштабах страны достигнет $68,8 млрд, в Екатеринбурге превысит $4 млрд.

В столице Урала уже работает несколько иностранных лизинговых компаний (Europlan, «Каркаде», «ДельтаЛизинг»). Родион Ямалов прогнозирует, что в ближайший год на местный рынок выйдут новые крупные зарубежные ЛК, поскольку Москва перенасыщена игроками: «Я думаю, что они уже подбирают персонал».

От иностранцев не ожидают демпинга. Г-н Ямалов: «Крупные зарубежные акционеры хотят получать прибыль. Однако с приходом таких игроков с арены точно уйдут фирмы, которые держатся на трех-четырех клиентах». Основное конкурентное преимущество иностранных ЛК, по мнению Павла Филимонова, — доступ к деньгам, которые обходятся им дешевле на 20-30%, чем заимствования на российском рынке. Местные компании, отмечает Наталья Яковлева, директор уральского филиала «Райффайзен-Лизинг», которые открывались три-четыре года назад, сейчас с трудом получают финансирование. А если получают, то на невыгодных условиях. «За последний год к нам обращались четыре лизинговые компании, которые хотели взять оборудование в лизинг, а затем сдать его в сублизинг. Но клиенты отказываются от таких схем, так как для них это невыгодно», — рассказывает г-жа Яковлева. Она считает, что в результате на рынке останутся только те компании, которые финансируют суммарно сделок на 25 млн евро в год.

Сергей Щур, напротив, полагает, что появление новых операторов не скажется на рынке — темпы роста высоки, а значит, места хватит как крупнейшим, так и небольшим компаниям: «Иностранцы ведут себя осторожно. Если в банковском секторе сформирована хорошая законодательная база, а потому риски там минимальны, то сфера лизинга от этого еще далека. Например, есть многочисленные вопросы по налогообложению». Максим Костюк подмечает, что экспансии ино­странцев также будет мешать теневая сторона российского бизнеса: «Пока наши предприятия не станут такими же прозрачными, как западные, они сами не пойдут в зарубежные лизинговые компании. Иностранцы забирают только крупных клиентов. К счастью для нас, это лишь около 10% рынка».

В долгосрочной перспективе по­требность в дешевых ресурсах приведет к тому, что рано или поздно многие российские компании, в том числе и местные, будут проданы иностранцам либо полностью, либо частично, считает Андрей Истомин. По его мнению, зарубежным операторам интересны ЛК, которые могут единовременно занимать не менее 10 млн евро, при этом имеют портфель от 100 млн евро. «Особенность российских инвесторов в том, что они выдают деньги только под конкретные проекты. Это делает работу менее технологичной, требует большего времени. Иностранные же инвесторы предоставляют финансирование непосредственно лизинговой компании, которая уже сама в оперативном режиме решает, как разместить полученные ресурсы», — описывает преимущества западного финансирования директор ГК «Ураллизинг». Как сообщил «ДК» г-н Истомин, его компания сейчас прорабатывает схемы заимствования на зарубежных рынках.

http://dkvartal.ru/magazines/dk-ekb/2007/n39/lizingovye_kompanii

 

24.10.07 Лизинговые компании и кризис ликвидности
23.10.07 Лизинговые компании тягают миллионы
22.10.07 Лизинг - фундамент для бизнеса
20.10.07 Наша компания приглашает на выставку ПОЛИГРАФИНТЕР 2007
19.10.07 Аутсорсинг кадровых услуг - спрос растет
18.10.07 Лизинг реагирует на кризис
17.10.07 Лизинг - находка для бизнесмена
16.10.07 Тенденции лизинга. Рост с препятствиями
15.10.07 Аграрный лизинг - архимедов рычаг сельхозэкономики
13.10.07 Аутсорсинг и аутстаффинг в предпринимательской деятельности
<<      <  /  178  /  177  /  176  /  175  /  174  /  173  /  172  /  171  /  170  /  169  /  168  /  167  /  166  /  165  /  164  /  163  /  162  /  161  /  160  /  159  /  158  /  157  /  156  /  155  /  154  /  153  /  152  /  151  /  150  /  149  /  148  /  147  /  146  /  145  /  144  /  143  /  142  /  141  /  140  /  139  /  138  /  137  /  136  /  135  /  134  /  133  /  132  /  131  /  130  /  129  /  128  /  127  /  126  /  125  /  124  /  123  /  122  /  121  /  120  /  119  /  118  /  117  /  116  /  115  /  114  /  113  /  112  /  111  /  110  /  109  /  108  /  107  /  106  /  105  /  104  /  103  /  102  /  101  /  100  /  99  /  98  /  97  /  96  /  95  /  94  /  93  /  92  /  91  /  90  /  89  /  88  /  87  /  86  /  85  /  84  /  83  /  82  /  81  /  80  /  79  /  78  /  77  /  76  /  75  /  74  /  73  /  72  /  71  /  70  /  69  /  68  /  67  /  66  /  65  /  64  /  63  /  62  /  61  /  60  /  59  /  58  /  57  /  56  /  55  /  54  /  53  /  52  /  51  /  50  /  49  /  48  /  47  /  46  /  45  /  44  /  43  /  42  /  41  /  40  /  39  /  38  /  37  /  36  /  35  /  34  /  33  /  32  /  31  /  30  /  29  /  28  /  27  /  26  /  25  /  24  /  23  /  22  /  21  /  20  /  19  /  18  /  17  /  16  /  15  /  14  /  13  /  12  /  11  /  10  /  9  /  8  /  7  /  6  /  5  /  4  /  3  /  2  /  1  /  0  /  >      >>
Copyright © 2002—2016 Лизинговая компания «Гознак-лизинг»
Лизинговые компании, лизинг морских и речных судов, лизинг станков, лизинг серверного оборудования, лизинг автотранспорта и спецтехники, лизинг коммерческой недвижимости и др.
     Рейтинг@Mail.ru